👉 Эксперты: Артур и Ксения Гуфрановы, основатели международной сети студий балета и растяжки LEVITA, крупнейшей в России и СНГ
Сегодня вы — малый бизнес, а завтра — уже большой. Новые компании на российском рынке развиваются так же быстро, как и пропадают из поля зрения клиентов. Переход от операционных задач к масштабированию бизнеса — сложный процесс с простым алгоритмом.
Рекомендациями о том, как подготовиться к быстрому росту франчайзинговой компании уже на начальных этапах, поделились Артур и Ксения Гуфрановы, основатели международной сети студий балета и растяжки LEVITA, крупнейшей в России и СНГ.
Формируем базу для масштабирования
1. Начните с себя и приготовьтесь к возможным рискам. Идти в масштабирование бренда с чувством страха нельзя, потому что развитие компании неразрывно связано с тем, к какому объему ответственности готов предприниматель. Хотите успешный и прибыльный бизнес? Будьте готовы к большой ответственности, которая ляжет на ваши плечи. От вашего руководства, как и от внешних факторов, будет зависеть не только прибыль компании, но и будущее членов команды, которые в случае кризиса могут лишиться стабильного заработка и комфортного быта.
2. Прописывайте бизнес-план компании минимум на полгода вперед с учетом возможных рисков, издержек и внезапных скачков роста. Подобный формат анализа и планирования поможет вам настроить текущие операционные процессы с самого начала, чтобы в дальнейшем вы могли оперативно реагировать и адаптироваться под новые условия с минимальными потерями и максимальной пользой для дальнейшего развития бренда.
3. Составьте понятные и подробные регламенты и настройте процесс контроля за их выполнением. Вывести бизнес в масштаб невозможно без отлаженной механики рабочих процессов. Значимые для бренда правила и ценности важно не только устно проговаривать с командой, но и закреплять письменно — если это не зафиксировать на бумаге, то в текучке операционных процессов велик риск упустить их из виду. Займитесь этим сразу в первые месяцы после запуска, как только выявите на практике наиболее эффективные алгоритмы и форматы. С помощью регламентов вы всегда сможете отследить, на каком этапе произошел сбой в системе и проведете работу над ошибками, чтобы не допустить этого в будущем. Идеальная ситуация — формирование отдельной структуры в компании, которая занимается установкой регламентов и контролем за их выполнением.
Выстраиваем слаженную работу команды
4. Набирайте команду на перспективу, а не по мере поступления проблем. Главная движущая сила бизнеса — это люди. Без сплоченной команды трудно удержать компанию на высоких позициях в момент активного роста бренда. Если вы не позаботились о штате профессионалов на старте, то в потоке новых стратегических задач и вызовов рискуете в спешке пригласить в команду некомпетентных сотрудников. Так что не откладывайте процесс найма и построения надежной команды на потом, займитесь этим сразу.
5. Выбирайте руководителей тщательно и не идите на сделку с совестью — эффективность каждой из структур компании будет во многом зависеть от профессионализма управленца. Руководитель — это лидер, понимающий все тонкости внутренних операционных процессов, умеющий выстраивать их максимально эффективно и выгодно для компании. В процессе найма руководителя важно проследить, чтобы кандидат не просто подходил для вакансии с точки зрения hard skills, но и совпадал с вами по ценностям и soft skills.
6. Учитесь делегировать. Это крайне важный навык, без которого не обойтись в период масштабирования бизнеса. Когда бренд развивается, то количество задач, требующих контроля, начинает расти в геометрической прогрессии. Если в таком режиме вы будете стараться уделить внимание всем и вся, то рискуете выгореть, так и не дойдя до желаемой бизнес-вершины. Не нужно отстраняться от компании, пуская все на самотек, — но также не следует и работать за всю команду.
7. Развивайте современную экосистему коммуникаций с командой. Существует множество онлайн-сервисов и приложений, которые помогают выстроить рабочие процессы быстро, удобно и легко. К примеру, сервисы бэк-офиса позволяют ставить задачи с четким дедлайном и пояснением и отслеживать их выполнение, а чаты в социальных сетях можно распределять по отдельным папкам, направлениям и веткам. Только не пытайтесь контролировать и создавать все это самостоятельно, не забывайте про пункты выше. Ваша главная задача — сформулировать стратегические цели и передать инструкции руководителям, обсудив с каждым из них приоритетные задачи и отчетные сроки. Эффективное распределение мелких задач остальной команде — уже поле ответственности руководителя.
Налаживаем юридические и технические аспекты ведения бизнеса
8. Периодически заказывайте услуги специалиста со стороны для независимого аудита. Даже если вы на 100% доверяете своей команде, куда входят штатные юристы и бухгалтеры, профессиональный взгляд со стороны не будет лишним. Внешний аудит избавит вас от мелких неточностей и недочетов, которые могут допустить штатные сотрудники из-за человеческого фактора. Оптимальная регулярность, с которой вам стоит заказывать услуги внешних специалистов в период активного масштабирования, — раз в полгода или раз в год.
9. Используйте технологии во благо себе и клиентам. Развивайте сайт, заводите сообщества и аккаунты в социальных сетях, общайтесь с целевой аудиторией в удобном для нее пространстве. Важная деталь: делать информационные ресурсы для галочки не нужно. Особенно когда дело касается платформы для сайта или приложения: сэкономите на качестве веб-платформы и потеряете часть клиентов, когда в процессе масштабирования сайт или приложение просто не выдержит наплыва посетителей и зависнет.
Эти рекомендации позволят создать надежную базу для масштабирования и заранее подготовиться к росту бизнеса.
Комментарии