Франшизы языковых школ, обзорная статья
Границы между странами давно перестали быть препятствием для общения. Россияне активно контактируют с иностранцами во время туристических поездок, в рамках своей рабочей или учебной деятельности, и в обыденной жизни, общаясь лично и через Интернет. В любом случае, общение с жителями других стран невозможно без перехода на «универсальный» язык (на сегодняшний день с этой ролью справляется английский), либо на родной язык собеседника.
Поэтому преподавание иностранных языков занимает большое место в школьном расписании, и их изучение начинается еще с начальных классов. Однако недостатки традиционной методики преподавания уже давно стали притчей во языцех: метод перевода и заучивания правил хорош для укрепления памяти, однако к развитию языковых способностей имеет весьма опосредованное отношение. Частные языковые центры, активно эксплуатируя данный недостаток государственной системы образования, предлагают принципиально иную методику, основанную на погружении в языковую среду. Процесс обучения идет в форме непрерывного диалога между преподавателем и учеником (учениками) – разумеется, диалог ведется исключительно на изучаемом языке, без использования русских слов. Таким образом, у ученика вырабатываются навыки аудирования и говорения, он начинает не только говорить, но и думать на изучаемом языке, благодаря чему языковой барьер снимается гораздо быстрее и эффективнее.
За годы, последовавшие за снятием «железного занавеса», потребности клиентов языковых школ претерпели качественные изменения. Если в постсоветской России наблюдался стихийный бум на изучение иностранных языков, подогреваемый желанием россиян уехать жить за границу, то на сегодняшний день запросы потребителей стали более взвешенными и структурированными. Родители вкладывают деньги в обучение своих детей иностранным языкам с целью последующего поступления в иностранные ВУЗы, туристы приобретают экспресс-курсы, готовясь к путешествиям в зарубежные страны, пользуются спросом всевозможные курсы делового языка и корпоративные программы.
Чтобы стать франчайзи одной из раскрученных сетей языковых школ, предпринимателю, как правило, необходимы только желание развиваться в сфере языкового образования и стартовый капитал порядка 1 миллиона рублей. Как правило, языковые центры не предъявляют больших требований к опыту франчайзи. В отдельных случаях приветствуется продвинутое знание иностранных языков (сеть «Лингвитания»). Основной упор франчайзеры делают на активную позицию в области улучшения языковой культуры и поднятия образовательного уровня населения.
Обдумывая возможность бизнеса по франшизе, предприниматель, желающий открыть свой языковой центр, должен осознавать, что в данной сфере даже самый опытный и добросовестный франчайзер не может дать стопроцентную гарантию успешности франшизного бизнеса. Отличительной чертой бизнеса в сфере образования является большая доля (около 70-80%) обращений за услугами по рекомендациям тех людей, которые уже прошли обучение по определенной программе. Это значит, что основной составляющей успеха языкового центра является не рекламная политика, а качество преподавания.
Поэтому для предпринимателя самый действенный способ оценки потенциального франчайзера – это личное посещение его уроков (как правило, языковые центры проводят «открытые» уроки либо практикуют бесплатные пробные занятия). Также стоит уточнить, имеют ли образовательные методики рассматриваемого франчайзера международную аккредитацию и организовывает ли центр обучение за рубежом и участие своих учеников в сдаче международных языковых экзаменов (FCE, CAE, CPE, IELTS, TOEFL).
Этапы и преимущества открытия языковой школы по франшизе
Франчайзер и франчайзи подписывают договор о коммерческой концессии, который регламентирует их партнерские отношения. Как правило, данный договор заключается на срок от 5 лет с возможностью дальнейшей пролонгации по соглашению сторон. Франшизная политика сети может предполагать продажу мастер-франшиз, дающих право эксклюзивного представительства языковой школы на определенной территории, или скидки на открытие второй и последующих франшизных школ. В стандартный франчайзинговый пакет, как правило, входят: помощь в поиске и подборе помещения для центра, брендбук, руководство и консультации по запуску и ведению бизнеса, юридическая и бухгалтерская поддержка, помощь в получении лицензии и разрешительных документов (Роспотребнадзор, Госпожнадзор), подбор и обучение персонала, специализированное программное обеспечение, а также реклама и представительство на сайте головной компании.
Заботясь о качестве преподавания, франчайзеры уделяют большое внимание отбору преподавателей центра. Здесь возможны несколько вариантов. Франчайзи может проводить собеседования и закрывать вакансии самостоятельно, основываясь на сценариях и критериях, предоставленных головной компанией. Также возможны варианты, при которых франчайзер сам подбирает преподавателей либо присылает во франшизную школу носителей языка.
Разнятся и подходы франчайзеров к обучению сотрудников. Некоторые компании практикуют дистанционное обучение (видеоуроки, скайп-конференции, чаты по обмену опытом и т.д.), другие предоставляют очное обучение на территории франчайзи либо в головном офисе компании. Обучение может быть как единовременным (вводные лекции для преподавателей и менеджеров по продажам), так и регулярным (семинары, конференции, стажировки, курсы повышения квалификации). Франчайзер частично или полностью обеспечивает партнёра учебно-методической литературой, а также осуществляет контроль качества преподавания во франшизных языковых центрах, чтобы обеспечить одинаково высокие стандарты обучения во всех своих представительствах. Специалисты центра «Лингвитания» с этой целью, например, анализируют видеозаписи уроков.
Самым удачным временем для открытия языковой школы считается начало учебного года, когда различные учебные дни традиционно проводят «дни открытых дверей». Однако некоторые частные языковые центры («Go! English», «SkillSet») практикуют не только посезонные курсы, индивидуальные консультации и различные виды дистанционного обучения, но и так называемые безлимитные системы обучения, позволяющие владельцам абонементов посещать любые занятия центра в удобное время и столько раз, сколько потребуется. Данная система максимально приближена к потребностям клиентов, однако ее нестандартность вызывает нарекания многих традиционных школ.
Актуальные франшизы языковых школ на российском рынке
Экспансия большинства сетей языковых центров распространяется на определенные регионы. Так, «ISpeak» открывает свои предприятия в Ростове-на-Дону и близлежащих городах, «Yes» - в Москве и Московской области, а «London Express» в Ставрополе и на юге России. Обычно в набор дисциплин школ входит несколько наиболее ходовых иностранных языков (немецкого, испанского, французского, итальянского, японского, китайского), а некоторые центры специализируются исключительно на изучении самого используемого иностранного языка – английского («SkillSet»). Некоторые центры делают особый упор на раннем обучении отдельного языка и работают с самыми маленькими клиентами. Так, в центре «Лингвитания» малыши могут обучаться с трех лет, а в языковой школе «Полиглотики» - вообще с одного года.
Одним из федеральных лидеров данного сегмента рынка услуг является международная сеть центров изучения иностранных языков «Language Link». Эта компания была основана в Лондоне в 1975 году. А на российский рынок пришла в 1994 году. Сейчас «Language Link» имеет более 60 представительств, расположенных как в столице, так и в регионах. Выпускники этой языковой школы неизменно добиваются высоких результатов на всевозможных экзаменах, поэтому «Language Link» имеет заслуженную хорошую репутацию.
Инвестиции в открытие языкового центра по франшизе зависят от формата франчайзингового пакета, состояния помещения, количества классов и других факторов. Самые низкие показатели стартового капитала обозначает «Лингвомания», которая за 450-490 тысяч рублей предлагает открыть языковой центр общей площадью в 50-80 квадратных метров с двумя учебными классами (паушальный взнос составит 249 тысяч рублей, роялти – 6 тысяч рублей, а срок окупаемости вложений – 12 месяцев). Самые большие расценки – у «SkillSet» - 1,5-2 миллиона рублей стартовых инвестиций, паушальный взнос в размере 300 тысяч рублей для регионов и 500 тысяч для Москвы и Санкт-Петербурга, роялти – 7%, а срок окупаемости обозначен промежутком в 9-12 месяцев. В среднем же стартовый капитал для открытия франшизного языкового центра составляет 2 миллион долларов, первоначальный взнос за пользование франшизой – 250-300 тысяч рублей, роялти – 1-20 тысяч рублей (либо от % до 14% от прибыли). Наиболее обременительной выплата роялти становится летом, когда франчайзи теряют в прибыли из-за каникул и связанного с ними вынужденного простоя, однако вынуждены ежемесячно отчислять платежи франчайзеру.
Посмотреть весь каталог франшиз.
Франшизы языковых школ
Название |
Год основания |
Всего открыто |
Прибыль, руб. в мес. |
Окупаемость от, мес. |
London Express | 2011 | 30 | 300 000 | 4 |
Language world | 2009 | 2 | 350 000 | н/д |
Англичанка | 2006 | 80 | 90 000 | 4 |
Croco School | 2017 | 5 | 100 000 | 6 |
Полиглотики | 2006 | 50 | н/д | 6 |
Busy Bee | 2017 | 2 | 100 000 | 4 |
SmartFox | 2015 | 21 | 40 000 | н/д |
Динамика | 2012 | 20 | 448 000 | 4 |
ОкиДоки | 2012 | н/д | н/д | 2 |
Bambini | 2012 | 1 | н/д | 6 |
Топ Репетитор | 2010 | н/д | н/д | 2 |
FasTracKids | 1998 | 19 | н/д | 12 |
Дискавери | 2012 | 3 | н/д | 18 |
Лингва-Терра | 2009 | 9 | н/д | 4 |
ILS | 2003 | 12 | н/д | 11 |
Королевские Беседы | 2014 | 3 | н/д | 4 |
ELC | 2014 | н/д | н/д | 5 |
Priorita | 2009 | н/д | н/д | 12 |
Инотекст | 1988 | н/д | н/д | 3 |
AcademKids | 2016 | н/д | н/д | 24 |
Sun School | 2104 | 85 | н/д | 18 |
Mortimer English Club | 1990 | н/д | н/д | 3 |
Еврошкола | 2003 | 23 | н/д | н/д |
ABC school | 2010 | 5 | н/д | н/д |
London Express
Франшиза школы английского языка London Express — молодая, динамично развивающаяся сеть лингвистических школ, использующая самые современные и эффективные методики преподавания английского языка.
Language world
Программа обучения франшизы лагеря «Language World» направлена, в первую очередь, на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, а также её интеллектуальное и духовное развитие.
Англичанка
"Англичанка" - самый простой и понятный формат бизнеса для начинающего предпринимателя. Минимальные вложения, простой старт и быстрый возврат инвестиций являются основными преимуществами данного бизнеса.
Croco School
Croco School – детская школа английского языка с авторской методикой преподавания и программами занятий. У нас учатся дети дошкольного и школьного возраста в небольших, уютных, светлых и комфортных аудиториях, оформленных в фирменном стиле школы.
Полиглотики
Полиглотики – это сеть детских языковых центров, где малыши от года изучают иностранные языки в игровой форме по уникальной методике.
Busy Bee
Busy Bee – это уникальный центр, в котором мы воспитываем детей – билингвов, способных говорить свободно на английском языке наряду с родным. Благодаря собственной программе освоения английского как родного мы погружаем детей с 2 до 14 лет в языковой контекст. Это дает свой результат – дети начинают говорить на базовые темы уже через 3 месяца занятий без перевода на русский язык.
SmartFox
SmartFox – это уникальный для России, успешный, прибыльный и социально ориентированный проект обучающего детского центра. Основали сеть детских центров родители, не по наслышке знакомые с проблемой обучения детей в англоязычной среде в России.
Динамика
Компания Динамика была основана в 2012 году и на данный момент является уникальным проектом, который, благодаря образовательной лицензии и сертифицированным методикам, дает возможность, проводит обучение на базе общеобразовательных школ и детских садов.
ОкиДоки
ОкиДоки представляет сеть центров по изучению английского языка.
Bambini
Bambini - компания, развивающая концепцию детского сада с 2012 года. Представляет собой детский сад с концепцией англоязычия. Формат предполагает 100 мест.
Топ Репетитор
«ТОП Репетитор» - специальный сервис по подбору репетиторов онлайн.
FasTracKids
FasTracKids начала свою деятельность как международная компания, открыв первые франчайзинговые центры в пяти странах мира. В октябре 1998 года были проведены первые занятия на английском и испанском языках в Австралии, Малайзии, Мексике, Сингапуре, Соединенных Штатах Америки и Венесуэле.
Дискавери
Франшиза English Preschool “Discovery” создана для тех, кто хочет заниматься не просто прибыльным бизнесом, а создать интересный, интеллектуальный и социально значимый проект!
Лингва-Терра
Широкий спектр дополнительных услуг (академия раннего развития, английский детский сад, языковой лагерь, обучение за рубежом, бюро переводов, продажа иностранной литературы, языковые мероприятия).
ILS
International Language School – это сеть школ английского, испанского, французского, немецкого, китайского языков для взрослых и детей.
Королевские Беседы
Королевские беседы: это сеть детских языковых развивающих центров, которые сочетают в себе преимущества классических развивающих центров с углубленным изучением языков и билингвальной средой.
ELC
Франшиза школы английского языка ELC - это эффективная методика обучения, профессиональный подход к подбору персонала, успешная бизнес-модель.
Priorita
Основатель лингвистического центра Priorita – дипломированный лингвист, профессиональный педагог английского языка, Баграт Анатольевич Пхаладзе, открыл свою первую школу английского языка Priorita в 2009 году в городе Тюмень.
Инотекст
Сеть трансформер-школ Инотекст ведет свою историю с 1988 года. Инотекст – пионер отрасли, первая школа иностранных языков в Новосибирске. Сегодня это современные учебные центры и десятки школьных филиалов, уникальные программы обучения, команда ведущих методистов, звездных преподавателей и более 120 000 благодарных учеников.
AcademKids
Английские детские сады AcademKids - частные образовательные учреждения для детей от 1,5 до 7 лет с самым широким набором дополнительного образования, не выходя из сада!
Sun School
Сеть специализированных английских детских садов. Франшиза действует с 2014 года и активно развивается по регионам России.
Mortimer English Club
«Лингволэнд» – компания мирового уровня, создавшая сеть языковых школ «Mortimer English Club».
Еврошкола
Франшиза «Еврошкола» занимается обучением английскому языку уже более 15 лет. Студентами школы могут стать и дети, и подростки, и взрослые. Также есть возможность корпоративного обучения.
ABC school
Франшиза “ABC school” - это сеть центров по изучению иностранных языков для всех возрастов - детей дошкольного возраста, школьников и взрослых с адаптацией для каждого возраста. Для детей занятия проводятся в игровой форме. Все преподаватели имеют профильное образование, подтверждённое дипломами и сертификатами.