Даже если вы не знаете, что такое франчайзинг, то в жизни вы наверняка с ним сталкивались. Например, если хоть раз посещали McDonald’s, заходили в магазин «Пятёрочка», пили кофе в Cofix или наслаждались сладостями в Cinnabon. Эти и другие бренды открывают в разных городах и странах свои новые точки, продавая право другим компаниям и предпринимателям, и развивают свой бизнес по схеме, которую называют франчайзингом.
Что такое франшиза и франчайзинг
Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд, заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе, соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль.
👍 Проще говоря - это когда предприниматель покупает право открыть бизнес под известным названием и пользоваться готовой технологией другой фирмы, чтобы не придумывать самому.
Очень близко к этому понятию слово “франшиза”. Но если первое - это вид предпринимательства, процесс, то франшиза - это уже объект, продукт этой формы договорных отношений, детально изложенная бизнес-модель, набор инструкций, правил, прав и обязанностей партнера, а также прочие услуги поддержки от компании-франчайзера.
Плюсы и минусы франчайзинга
В схеме всегда есть две стороны - это франчайзер, то есть компания, которая продает франшизу, и франчайзи, который ее покупает и работает по её условиям. И для каждой стороны есть свои сильные и слабые стороны.
Плюсы для франчайзи:
✅ Готовый бренд, который не придется развивать с нуля;
✅ Понимание, как действовать. Партнера могут вооружить пошаговой инструкцией по запуску и ведению бизнеса, помочь с бизнес-планом и поддерживать консультациями.
✅ Обучение. Обучать могут и предпринимателя, и его сотрудников, а также оказывать помощь в подборе последних.
✅ Маркетинговая программа. Не придется самостоятельно думать над тем, как рекламироваться, поскольку вам дают работающие методы и программу лояльности.
✅ Автоматизация. Бизнес-процессы у компаний с опытом часто автоматизированы за счёт CRM-систем, мобильных приложений и различных интернет-сервисов.
Плюсы для франчайзера:
👍 Быстрое расширение бизнеса. Это популярный способ масштабироваться, при этом не привлекая собственные инвестиции.
👍 Дополнительный доход. За свои услуги, право пользование брендом и другой интеллектуальной собственности франчайзер получает оплату.
👍 Рост узнаваемости бренда.
👍 Привлечение активных партнёров. По сравнению с открытием собственных филиалов владелец привлекает не наёмных работников, а полноценных бизнес-партнёров с ресурсами и желанием развиваться.
Минусы для франчайзи:
❗ Ограничения в свободе по ряду вопросов (дизайн, ассортимент, технология, ценообразование);
❗ Зависимость от репутации компании;
❗ Возможные проверки, штрафы и прочие санкции за нарушения;
❗ Бюрократические сложности при разногласиях или при желании расторгнуть договор.
Минусы для франчайзера:
❌ Большая подготовительная работа по упаковке бизнеса;
❌ Необходимость отслеживать качество работы франчайзи, чтобы не страдала репутация бренда;
❌ Затраты на сопровождение партнёров и оказание услуг обучения, консультирования, рекламной и техподдержки, в больших компаниях - на создание специального отдела.
Приведенные плюсы и минусы достаточно условны (перечни могут быть гораздо шире и наоборот меньше), ведь на практике всё зависит от предложения.
Выгода франчайзера и франчайзи
С плюсами и минусами понятно, а в чём финансовая выгода для каждой сторон?
Со стороны франчайзера, который передает право использовать свой бренд, товарный знак и технологии, источников выгоды может быть несколько.
⭐ Паушальный взнос. Это стартовая разовая оплата, которую франчайзер назначает индивидуально, а размер взноса может зависеть от того, сколько расходов делает владелец для того, чтобы франчайзи включился в работу и стал зарабатывать. Впрочем, некоторые компании на паушальном взносе стараются еще и как следует заработать.
⭐ Роялти. Это регулярная плата за пользование брендом и услугами компании, которая обычно уплачивается раз в месяц или квартал. Обычно представляет собой фиксированную сумму или процент от оборота или прибыли.
⭐ Прочие финансовые обязательства. Также, франчайзер может обязать партнёра регулярно закупать у него товар или ввести прочие формы оплаты за дополнительные услуги, установив на них наценку (маркетинг, техобслуживание, обучение и т.д.)
Для франчайзи выгода от сотрудничества тоже может быть существенной. Не придется вкладываться в создание и раскрутку бренда с нуля, допускать ошибки с оборудованием, поставщиками и продукцией, самостоятельно разрабатывать технологию. Также можно избежать массы дорогих проколов,. Касаться они могут помещения и дизайна, выбора ПО, бюрократических вопросов и работы с проверяющими органами, нюансов бухгалтерии, работы с кадрами и так далее.
Словом, любое отсутствие опыта в каком бы то ни было вопросе - это время, а время в бизнесе, как известно, это деньги.
Риски
Риски присутствуют как для франчайзера, так и для франчайзи, а едва начатые отношения тут же разрываются с требованием вернуть роялти и паушальный взнос обратно.
Для франчайзера:
- Риск столкнуться с неблагонадежными партнерами, которые не будут следовать рекомендациям и инструкциям франчайзера;
- Франчайзи, перекладывающие ответственность на компанию и нежелающие работать;
- Игнорирование и задержки выплат и роялти от партнеров.
Для франчайзи:
- Риск нарваться на сырое предложение с непроверенной бизнес-моделью;
- Угроза попасть на кабальные отношения;
- Бизнес может быть плохо упакован, информация, которая призвана помогать, выслана и преподнесена как попало, обучение отрывочно и бессистемно;
- В условиях региона франчайзи предложенная бизнес-модель может не работать, а данный бренд на местном рынке иметь слабую узнаваемость.
Основной причиной несложившихся отношений часто выступают не нарушения или недобросовестность с чьей-то стороны, а изначальные ожидания.
Покупатели путают эту форму взаимодействия с пассивным инвестированием. Но это такой же бизнес, и никто другой за предпринимателя его строить не будет.
Предприниматель может попасть в другую ловушку: продавать больше или качественней. Не все люди с деньгами будут способны вести бизнес, поэтому потребуется придумать систему оценки кандидатов.
Договор франчайзинга
Отношения между франчайзером и франчайзи закрепляется договором, в котором прописываются права и обязанности сторон. В общении и презентациях его называют договором франчайзинга, это понятие пришло с иностранных франшиз.
Но поскольку в России франчайзинг законодательно почти не регламентируется, на практике под ним могут иметь в виду договор коммерческой концессии, либо предлагается подписать лицензионный или агентский договор. В чем между ними разница и почему лучше всего заключать именно договор коммерческой концессии мы рассказали в этой статье.
Виды франчайзинга
Среди основных по видам бизнеса чаще всего встречаются франшизы:
- Товарные - суть сотрудничества в них похожа на дилерские отношения;
- Производственные - когда передаются технологии производства;
- Сервисные - партнер оказывает услуги от имени франчайзера по его методике.
Формы франчайзинга
Также существует разделение по форме:
- Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право на открытие нескольких точек.
- Мастер-франшиза. Франчайзер продает право на продажу франшизы на определенную территорию, например, на город, регион или даже страну.
- Эксклюзивные территориальные права. Партнёру даются гарантии, что на его территории не появятся другие франчайзи этого бренда, чтобы не создавалась внутренняя конкуренция.
Примеры франчайзинга
Василию и его друзьям очень нравится пить кофе в популярной городской кофейне “Веселая кофеварка”. Василий всегда мечтал стать предпринимателем и однажды узнал, что владелец “Веселой кофеварки” ищет партнёров для открытия подобных кофеен в других районах города.
👉 Василий обращается к владельцу точки и заключает с ним договор коммерческой концессии. Владелец “Веселой кофеварки” через договор разрешает Василию открыть точно такую же кофейню в своем районе, а также даёт инструкцию – какое для этого нужно помещение, какие виды кофе нужно предлагать, какую форму носить бариста, даёт телефоны поставщиков кофемашины, зерна и закусок и обучает продажам, чтобы Василий мог заработать больше, ошибаться меньше и расти быстрее.
На свои деньги Василий открывает кофейню, называет ее тоже «Веселая кофеварка», вешает такую же точно вывеску, а нанятый бариста готовит такой же точно кофе, какой продается в центральной кофейне. Также Василий пользуется ранее выданными инструкциями и обращается к владельцу «Веселой кофеварки» каждый раз, когда возникают какие-нибудь вопросы. Дополнительно владелец открыл ему пару секретов, как быстрее привлечь новых клиентов.
Поэтому выход на чистую прибыль у Василия занял не два года, а всего лишь год с небольшим. Теперь он получает 150 тысяч чистой прибыли в месяц и планирует увеличить этот показатель в два раза в течение следующего года.
Бизнес у Василия свой. Деньги он вложил в него свои: инвестировал в помещение, оборудование, оплату труда персонала, бухгалтера, плюс оплатил паушальный взнос «Веселой кофеварке». Но открылся под уже существующим названием и пользуется наработанным опытом владельца, за что ежемесяно платит ему роялти в размере 5% от полученной выручки.То есть Василий купил франшизу кофейни и работает по схеме франчайзинга.
Франчайзинг в России
👉 Первая западная франшиза пришла в СССР в 1990-м году, когда в Москве открылся первый ресторан McDonald’s в Москве. Но к тому моменту у нас такая схема предпринимательства уже существовала. Это были сети «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» под руководством известного предпринимателя Владимира Довганя, который сам использовал термин «франшиза».
Тем не менее, до 2010-х годов говорить о быстром развитии рынка в России не приходилось. Развивался он в столицах, а отношение к нему было специфичным. Открывать бизнес в то время было принято только самостоятельно.
Однако в последующие годы ситуация сильно изменилась, сети ушли в регионы, самобытные региональные компании стали заходить на столичный рынок, а открытие кофейни или бургерной по франшизе стало модным среди молодых предпринимателей.
Популярности этой схеме открытия своего дела в России не помешало даже отсутствие четкого законодательства, регламентирующего франчайзинговые отношения. Даже сейчас, в 2024 году, в российских законах не прописываются все основные термины, данные нами выше, а используются нормы коммерческой концессии.
Несмотря на экономические трудности и геополитические факторы, популярность франчайзинга в России растет с каждым годом. Некоторые сети масштабировались за пределы страны и вышли на международный рынок.
Комментарии
Семашко Роман 16 апреля 2021 23:39
Информация очень доступна даже для меня - чайника.
Ответить Отмена