Франшизы микрофинансовых организаций, обзорная статья
Российская Федерация находится на лидирующих позициях по количеству микрофинансовых организаций в стране. Подавляющая часть российского населения имеет низкий уровень дохода и из-за постоянно растущих цен не в состоянии обеспечить все свои жизненные потребности.
Вариант решения проблем при помощи кредитов для многих россиян не подходит, поскольку многие и так уже закредитованы. Именно поэтому начиная с 2006 года страну буквально захлестнул бум организаций, выдающих под процент небольшие денежные.
Такие микрозаймы оказались крайне востребованы, поэтому до 2013 года число микрофинансовых организаций росло в геометрической прогрессии. Однако в 2014 году государство всерьез взялось за регулирование и реформирование данной системы.
Микрофинансовые организации были поставлены в один ряд с кредитными организациями с адекватной стоимостью, и контроль над ними перешел к Центробанку России. Были внесены поправки в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и в законы «О кредитных историях» и «О микрофинансовой деятельности и МФО». Изменилась система учета и налогообложения, были установлены верхние пороги процентных ставок.
Эти и другие шаги привели к тому, что непрофессиональные организации стали покидать рынок займов так же быстро, как в свое время заполнили данную нишу. На рынке остаются те компании, которые соблюдают все требования закона и действительно ведут свою деятельность, а не просто значатся в реестре.
Число компаний за 2015 год сократилось более чем на 17%, общее число клиентов МФО уменьшилось с 3,1 до 2,7 миллионов человек, сократился темп роста кредитного портфеля – зато повысилось его качество. Ужесточившийся контроль заставил уйти с рынка мошенников и непрофессионалов, работавших «на коленке». Общая стоимость активов российских МФО составляет около 56 миллиардов рублей, а их отношение к банковской рознице – 1%.
Между тем, потребность российского населения в заемных деньгах никуда не делась – особенно сейчас, когда банки сокращают выдачу кредитов. Поэтому многие предприниматели по-прежнему склоняются к освоению данной сферы, но уже с учетом новых требований. И чаще всего – опираясь на деловой опыт уже состоявшихся компаний.
В чем преимущества микрофинансового бизнеса по франшизе?
Опыт франчайзера. Финансовая сфера полна нюансов и «подводных камней», столкнувшись с которыми, предприниматель рискует нанести ущерб своему бизнесу. Опытный франчайзер поможет решить многие рутинные вопросы (регистрация юридического лица, внесение франшизной организации в реестр МФО и т.д.), окажет содействие в запуске бизнеса и в любой момент поможет консультацией.
Помощь головного офиса в оценке платежеспособности клиента. Чтобы минимизировать риск невозврата кредита, необходимо заранее оценить платежеспособность клиента. Имея франчайзера, предприниматель-франчайзи может отправить данные клиента в головной офис, где специалисты отдела оценки рисков возьмут выписку из Национального бюро кредитных историй и на основании полученной информации вынесут вердикт о целесообразности выдачи займа данному человеку.
Помимо возможности обращения в НБКИ, крупные компании также часто имеют свое программное обеспечение, позволяющие автоматизировать процесс оценки клиента за счет сведения нескольких алгоритмов, и снизить показатели просрочки платежей до 2-3% от общей суммы выданных кредитов.
Бухгалтерский учет, юридическая поддержка и коллекторская служба. Любая МФО должна иметь бухгалтера, ведущего учет доходов и расходов, юриста и, разумеется, специалиста, занимающегося взысканием просроченных задолженностей. Для предпринимателя это оборачивается дополнительными расходами на заработную плату работников.
К тому же многие коллекторы не заинтересованы в сотрудничестве с небольшими МФО, поэтому приходится подавать на должников в суд и ждать решения. А франчайзер поможет своему представителю организовать бухгалтерский учет, предоставит необходимую юридическую помощь и в большинстве случаев поможет оказывать давление на должников.
Рекламная поддержка. Крупные компании имеют уже опробованные каналы продвижения своих услуг, а их бренд, как правило, в раскрутке не нуждается. Покупатель франшизы обычно получает не только инструкции об эффективном использовании всех доступных рекламных инструментов (Интернет, смс-рассылка, СМИ, наружная реклама и т.д.), но и макеты рекламных материалов, образцы видеороликов и прочие вспомогательные бонусы. Кроме того, нередко франчайзеры предоставляют своим франчайзи услуги call-центра.
Выкуп бизнеса при его убыточности. Некоторые серьезные МФО осуществляют не только выкуп отдельных проблемных («грязных») портфелей – также они готовы выкупить у своего франчайзи целый бизнес, который не оправдал ожиданий.
Франшизы микрофинансовых организаций
Название |
Год основания |
Всего открыто |
Прибыль, руб. в мес. |
Окупаемость от, мес. |
Success Finance | 2015 | 16 | 300 000 | 4 |
FinLine-Автозайм | 1999 | 81 | 350 000 | 6 |
Автозайм | 2013 | 27 | 150 000 | 3 |
Кеть Финанс | 2018 | 5 | 700 000 | 14 |
zaymVklik | 2017 | н/д | 500 000 | 8 |
Вкредит.рф | 2009 | 5 | 370 000 | 3 |
Sast Group | 2017 | 109 | 130 000 | 2 |
Finlizing | 2017 | 1 | 120 000 | 3 |
Фаст Финанс | 2010 | 62 | н/д | 6 |
WMR Деньги | 2006 | 192 | н/д | 6 |
Центр Займов | 2011 | 20 | н/д | 4 |
Деньга | 2010 | 120 | н/д | 18 |
Миладенежка | 2011 | 16 | н/д | 12 |
Кошелек | 2013 | 1 | н/д | 8 |
Вдолг.Ру | 2011 | 12 | н/д | 4 |
Деньги до зарплаты | 2011 | 173 | н/д | 7 |
Деньги для Вас | 2011 | 32 | н/д | 6 |
Мир ломбардов | 2010 | 6 | н/д | 6 |
Русский Займ | 2011 | 8 | н/д | 6 |
Национальный Банк Сбережений | 2006 | н/д | н/д | н/д |
Турбоденьги | 2013 | 1 | н/д | 2 |
ЗаймЛегко | 2009 | н/д | н/д | н/д |
Найди кредит | 2009 | н/д | н/д | 3 |
Евро-Финанс | 2011 | 3 | н/д | н/д |
Фаворит | 2008 | н/д | н/д | 1 |
Финансовые решения | 2014 | н/д | н/д | 3 |
Success Finance
Франшиза консалтинговой компании Success Finance объединяет в себе бизнес агентства недвижимости, страхового консалтинга, кредитного брокериджа и юридического консалтинга в сфере банкротства физических и юридических лиц.
FinLine-Автозайм
Франшиза кредитования под залог автомобиля и недвижимости. На рынке с 1999 года, большой опыт. Партнёр получает бизнес «под ключ» и полное сопровождение. Прибыль от 350 000 рублей.
Автозайм
Франшиза автоломбарда и выдачи займов под залог ПТС. Партнёр может выдавать займы из своего портфеля, либо сотрудничать с лидерами отрасли кредитования. Помощь экспертов, сопровождение. Прибыль - 200 000 руб.
Кеть Финанс
Франшиза долгового кредитования. Полное обучение и контроль для франчайзи. Все важные процессы берёт на себя головной офис. Партнёр получает готовый финансовый бизнес. Прибыль – 2 000 000 руб.
zaymVklik
Франшиза выдачи микрозаймов населению через терминалы. Собственное эксклюзивное ПО, большой опыт, обучение и помощь в запуске для партнёров. Прибыль – 500 000 рублей.
Вкредит.рф
Наш сервис – это платформа, которая сотрудничает со многими кредитными организациями и позволяет интернет-магазинам продавать свои товары в кредит.
Sast Group
Компания является посредником между банками и клиентами, желающими воспользоваться банковскими продуктами - потребительские кредиты, кредитные и дебетовые карты, услуги МФО, РКО. Клиенты компании - физические лица, индивидуальные предприниматели, а также владельцы и руководители бизнеса.
Finlizing
FINLIZING - это инструмент, который позволяет каждому заемщику не только легко получить деньги под залог авто и недвижимости, но и также получить качественный сервис и программу лояльности.
Фаст Финанс
Фаст Финанс - это отличный выбор для тех кто хочет заняться прибыльным бизнесом, который будет показывать стабильный рост.
WMR Деньги
WMR - Деньги надёжный бизнес-партнёр! Крупный финансовый холдинг представляет Революционный продукт в сфере микрофинансирования. Подобная схема не имеет аналогов и уникальна!!!
Центр Займов
«Центр Займов» имеет большой опыт в выдаче микрозаймов, у нас разработана и запущена четкая схема этого бизнеса. Эту схему мы оформили в виде франшизы и готовы передавать нашим партнерам.
Деньга
Микрофинансовая компания, входящая в пятерку крупнейших федеральных компаний России, предлагает франшизу на открытие точек продаж.
Миладенежка
«Миладенежка» - компания, работающая в формате микрофинансирования на отечественном рынке.
Кошелек
ООО «Кошелек» - компания, которая успешно работает на рынке микрофинансовых услуг.
Вдолг.Ру
Вдолг.ру — компания которая объединяет в себя микрофинансовый бизнес и индустрию инвестиционных фондов.
Деньги до зарплаты
«Деньги до зарплаты» - компания, которая занимается предоставлением займов до 10 тысяч рублей населению в течение 20 минут.
Деньги для Вас
“Деньги для Вас” - компания в индустрии микрофинансовых услуг.
Мир ломбардов
Мы - одна из самых быстро развивающихся сетей в индустрии ломбардов в России.
Русский Займ
«Русский Займ» - микрофинансовая организация, обеспечивающая потребности населения в кредитах на суммы от 3 до 50 тысяч рублей сроком до 90 суток.
Национальный Банк Сбережений
Национальный Банк Сбережений - компания, занимающая уверенные позиции в финансовой индустрии. Мы расширяемся и предлагаем предпринимателям рассмотреть наше предложение по открытию новой точки реализации услуг.
Турбоденьги
«Турбоденьги» - бренд, представленный компанией «ФИНАНС ГРУПП».
ЗаймЛегко
Фирма специализируется на микрозаймах. Мы расширяем сеть успешного бизнеса и приглашаем к сотрудничеству партнёров.
Найди кредит
Кредитный брокер «Найди кредит» предлагает стать партнёром развивающейся успешной сети.
Евро-Финанс - кредитование
Евро-Финанс — универсальный помощник в области финансирования.
Фаворит
Финансовая компания «Фаворит» - это федеральная сеть ломбардов, предоставляющих займы под различные залоги, в том числе и ПТС. Компания находится на рынке кредитования более 9 лет, и в данный момент ее головной офис находится в городе Сочи.
Финансовые решения
Группа фирм, работающих в кредитно-страховой индустрии. Основная клиентская услуга – подбор выгодных страховых и кредитных предложений. При этом «Финансовые решения» являются партнёрами многих банков, страховых, лизинговых компаний, за счёт чего может предоставлять свои услуги быстро и выгодно.
Основные риски микрофинансового бизнеса
Реальные инвестиции в проект могут существенно превышать показатели, заявленные франчайзером. Чтобы сделать свои франшизные предложения более привлекательными, многие организации сознательно не включают в сумму необходимого стартового капитала стоимость кредитного портфеля. Так, цифра в 500 тысяч рублей необходимых инвестиций явно означает, что данный франчайзер пытается сыграть на экономности франчайзи и пытается, что называется, пустить пыль в глаза, вынеся кредитный портфель «за скобки».
Необходимо помнить, что именно размер кредитного портфеля определяет перспективность бизнеса, особенно – в начальный период работы новой МФО. Чтобы не работать «впритык» и не потерять клиентов, необходимо иметь «денежную подушку». Для небольшого города с населением до 300 тысяч жителей на это потребуется как минимум 1 миллион рублей, а для мегаполиса стоимость кредитного портфеля составляет как минимум 2 миллиона.
Недобросовестный франчайзер. Существует множество примеров проявления недобросовестности франчайзера – устаревшее программное обеспечение, «сырой» франшизный пакет и чисто формальные инструкции по ведению бизнеса, отсутствие юридической и деловой поддержки, отсутствие помощи в работе с «проблемными» должниками, отказ выкупа «грязного пакета» (то есть проблемных задолженностей) и т.п.
Чтобы заранее понять, действительно ли данный франчайзер заинтересован в развитии своих франчайзи (а не только в первоначальном взносе за франшизу), необходимо изучить всю доступную информацию о деятельности копании, узнать, числится ли она в реестре МФО Центробанка и имеет ли свой зарегистрированный товарный знак, оценить размер паушального взноса – если он чересчур маленький, то это тоже тревожный звоночек.
Также стоит пообщаться с действующими франчайзи этой компании – если во взаимодействии о франчайзером имеются какие-либо недостатки, они не преминут на них пожаловаться.
Убытки, связанные с просроченными задолженностями. Несмотря на заверения франчайзеров о минимизации просрочек платежей, никакая МФО (особенно вновь возникшая) не застрахована от неплательщиков. Нередки случаи, когда при открытии новой МФО подставные лица берут внушительные займы, «вынося» из организации большие денежные суммы.
Кроме того, основными клиентами МФО являются как раз те люди, которым из-за низкой платежеспособности банки отказывают в выдаче кредитов. Никакая аналитика не способна точно определить, каков будет процент просроченностей на конкретной точке, и высокая процентная ставка нужна для того, чтобы уменьшить убытки по данной статье.
Посмотреть весь каталог франшиз.