Одна из самых известных во всём мире франчайзинговых сетей по производству и доставке пиццы «Domino’s Pizza» часто мелькает в новостях. Не раз за последнее время мы обращали внимание, что у сети на мировом рынке то там, то тут возникают неурядицы. То сотрудники недовольны, то очередная точка франчайзи закрывается. Не так давно вообще стало известно, что сеть полностью покинула такие страны как Швейцарию, Исландию, Норвегию и Швецию. Но даже при всех этих проблемах, компания остаётся сильным игроком, продолжает работать по франчайзингу и открывать новые заведения (а открытие точки «Domino’s» - удовольствие не из дешёвых).
И вот в очередной раз СМИ начали писать о том, что у сети проблемы. Всевидящий глаз журналистики обратил своё внимание на то, что один из московских франчайзи фирмы выразил большое недовольство. Настолько большое, что в одностороннем порядке разорвал с франчайзером договор и попытался взыскать 27 миллионов рублей.
Причинами такого иска по заявлению самого предпринимателя стало получение убытков якобы по вине франчайзера из-за «недостоверных заверений, данных… истцу в ходе переговоров о заключении… договора франчайзинга», а также «ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств». Ещё франчайзи заявил, что реальная сумма вложений в открытие ресторана оказалась почти в 1,5 раза больше обещанной.
Судебный иск был принят в производство в ноябре прошлого года. А сейчас стало известно, что Арбитражный суд Москвы в полном объёме этот иск отклонил. Более того, «Domino’s Pizza» подал встречный иск к предпринимателю в связи с задолженностью. И его удовлетворили. Теперь бывший франчайзи обязан выплатить бренду 2,2 миллиона рублей с учётом неустоек.
Размышлять на тему «кто прав, а кто нет» можно долго. Главное не забывать, что суд не просто так отклонил претензии предпринимателя, а в связи с тем, что все обязанности, прописанные в договоре франчайзинга, компания исполнила. А вот у франчайзи были долги перед фирмой.
Но случай на самом деле показательный. Во многих наших материалах мы стараемся обратить внимание на несколько важных пунктов при выборе франшизы.
Во-первых, особое внимание обращайте на договор, который подписываете. Именно он определяет права и обязанности обеих сторон, а не коммерческие предложения и тем более устные обсуждения.
Во-вторых, франшиза не подразумевает, что вам не нужно будет вкладываться и работать. Франшиза – это готовая схема развития своего дела и возможность работать под известным названием.
В-третьих, конкретных гарантий вам давать никто не будет. Это всё ещё бизнес. И в нём всё ещё много рисков. Нужно быть к ним готовыми.
Увы, до сих пор нередки случаи, когда в ожиданиях покупателя франшизы эти три пункта не умещаются. Из-за чего потом наступает разочарование и даже вот такие судебные разбирательства. Впрочем, стоит отметить, что как продавцы франшизы, так и покупатели с каждым годом всё грамотней относятся к заключению франчайзинговых сделок. И это радует.
Комментарии