Франчайзинг — явление многогранное. Одна компания предлагает просто открыть небольшую кофейню на вынос, а другая - запустить целую сеть производств фирменных окон. При этом оба бизнеса предлагают работать по схеме с одним и тем же названием.
Далее выясним, какими бывают франшизы - по сферам, алгоритмам деятельности и по правам франчайзи.
Понятие франчайзинга
Прежде чем перейти к разновидностям, начнем с самого понятия.
Франчайзинг — это такой тип предпринимательской сделки, когда одна компания, имеющая свой известный бренд, передает право другой открыть точную копию своего бизнеса.
Такое сотрудничество даёт предпринимателям возможность использовать бренд, товарные знаки, технологии материнской компании, фирменный стиль, различную интеллектуальную собственность.
Это право не даётся просто так. Предприниматель или организация, купившая франшизу (франчайзи), обязуется следовать стандартам и правилам головной компании (франчайзера). Чтобы работать по лекалам компании, он обычно оплачивает вступительный (паушальный) взнос, а в основной период работы платит регулярные отчисления (роялти).
✅ Если проще, то франчайзинг похож на аренду хорошо отлаженного бизнеса.
Договор франчайзинга и российское законодательство
Правила и условия партнёрства закрепляются на бумаге. Обычно этот документ в обиходе называют договором франчайзинга. Такое наименование пришло в Россию из-за рубежа.
В российских законах понятие “франчайзинг”, а также соответствующий договор отсутствуют. Однако есть похожая схема сотрудничества, коммерческая концессия, которая регулируется договором коммерческой концессии. Нормы её прописаны в статьях 1027-1040 Гражданского кодекса РФ.
👉 По договору коммерческой концессии правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю применять комплекс исключительных прав. Он включает права на товарный знак, знаки обслуживания и другие объекты исключительных прав.
Единой формы такого документа нет, но есть ряд требований, без которых его не признают действительным:
- Сделка заключается только между субъектами предпринимательской деятельности, то есть ИП и юрлицами.
- Сделка невозможна без передачи объектов интеллектуальной собственности, среди которых обязательно должен быть зарегистрированный товарный знак.
- Нельзя заключать договор на безвозмездной основе, нужно указать информацию о платежах (разовом, регулярных) и порядке их оплаты.
- Нужно прописать права и обязанности сторон. Что правообладатель обязуется передать техническую и коммерческую информацию, проводить обучение, контролировать качество товаров, работ, услуг, а пользователь соблюдает стандарты компании и обязуется не разглашать коммерческую тайну.
- Договор нужно зарегистрировать в Роспатенте.
Кроме договора коммерческой концессии на практике компания может предложить к подписанию другие документы: лицензионный договор, агентский договор, договоры поставки или оказания услуг. О различных документах и нюансах российского законодательства мы рассказывали в этом материале.
👎 Минусы альтернатив договору коммерческой концессии в том, что они сокращают права и обязанности сторон. Особенно негативно это влияет на франчайзи, ведь привлечь головную компанию к ответственности становится сложнее.
Формы франчайзинга
Условия сотрудничества по франшизе различаются, поэтому выделяют несколько форм:
📌 Прямой. Используется чаще всего. Франчайзер даёт право открыть бизнес по своей модели одному юрлицу или ИП, на одно предприятие на одной территории.
📌 Мультифраншиза. Право выдаётся на открытие нескольких точек, например, на три-четыре в одном городе.
📌 Субфранчайзинг. Франчайзи получает большую часть прав компании. Он может продавать франшизу третьим лицам и становится субфранчайзером на закреплённой за ним территории.
📌 Мастер-франшиза. Практически то же самое, что субфранчайзинг, но с полными эксклюзивными правами на территорию. Мастер-франшизы продаются на большую территорию: федеральные округа, страны или группы стран.
📌 Обратный. Партнер занимается дистрибуцией товаров головной фирмы. Их ему поставляют на реализацию, а он зарабатывает на проценте от оборота. Суть схемы в том, чтобы снизить затраты на закупку товара. В такой схеме используется агентский договор, за исключением алкоголя, который поставляется по договорам поставки.
📌 Мягкий. При открытии точки инвестиции делятся между материнской компанией и франчайзи. По ходу работы партнёр может постепенно выкупать долю, а затем стать единоличным владельцем точки.
Кроме приведенных выше форм есть ряд условных типов франчайзинга, которые тоже встречаются на практике под словом “франшиза”.
Например:
- Франшизы “под ключ”. Бизнес открывается не франчайзи, а компанией. Передается он уже настроенным: не надо искать помещение, проводить ремонт, нанимать сотрудников.
- В аренду. Готовый бизнес передается в управление франчайзи, но он при этом он не имеет право на бренд и имущество.
- Свободная. Противоположность франшизе “под ключ”: франчайзи делает все сам, но использует бренд компании.
Виды франчайзинга
Перейдем к видам. По сферам бизнеса франчайзинг делят на:
✏️ Производственный (промышленный). Суть в том, что партнёру дают право производить и продавать продукцию под брендом компании по её технологии. Также могут помогать с сырьём и оборудованием. Головная компания может устанавливать требования по объёму производства, по качеству товара, уровню подготовки сотрудников.
✏️ Товарный. Используется в сфере торговли. Франчайзи может продавать товары, либо произведенные франчайзером, либо под его товарными знаками. Товары будут поставляться либо по оптовой цене или отдаваться под реализацию. Оговаривается ассортимент, техники продаж. Товарный франчайзинг используется при открытии по франшизе фирменных магазинов.
✏️ Сервисный. Используется в сфере услуг. Партнёра наделяют правом оказывать услуги под брендом франчайзера и по его методикам. Обычно упор делается на обучение, а дополнительно могут помочь с оборудованием и рекламой.
✏️ Смешанный. Тип, комбинирующий два или три вида франчайзинга: торговый, сервисный, производственный.
Источники доходов франчайзера
Обилие видов отчасти объясняется различными стратегиями заработка компании. Источниками его дохода могут быть:
- собственные точки под управлением франчайзера (филиалы);
- вступительный (паушальный) взнос;
- регулярные платежи от франчайзи (роялти);
- наценка на поставляемые франчайзи товары, материалы, оборудование;
- оплата услуг обучения и консультаций, доступ к базе знаний;
- сдача в аренду помещений для партнерских точек;
- сдача в аренду оборудования;
- рекламные взносы;
- плата за управленческие услуги;
- процент за кредит, который даётся франчайзи.
Критерии выбора франшизы
Процесс выбора схож с выбором бизнеса вообще. Сначала вы выбираете сферами, которые вас интересуют и в которых у вас есть опыт. Затем планируете свой бюджет, уровень дохода и переходите к анализу предложений.
Чтобы отсеять варианты, помимо сути предложений смотрите на:
⚡️ Наличие и количество собственных филиалов. Прежде чем начать продавать франшизу, франчайзер должен иметь опыт тиражирования бизнеса и управления им.
⚡️ Год запуска компании и франшизы. Особенно важна разница между датами. Если франчайзер запустил франшизу через год после открытия, вероятно, она будет сырая.
⚡️ Финансовые условия. Узнайте, какие платежи обязательны и какой у них размер.
⚡️ Количество точек по франшизе. Насторожить вас должно малое количество партнёров или большие промежутки между открытием новых точек.
⚡️ Товарный знак. Должен быть зарегистрирован иначе под понятие франшизы партнёрство не попадает, а заключить договор коммерческой концессии будет нельзя.
Преимущества и недостатки франчайзинга
Успех модели работы по франшизе связан с тем, что она даёт много плюсов для обеих сторон сделки. То есть и франчайзер, и франчайзи обычно остаются в выигрыше.
Но слабые стороны тоже есть. Главный недостаток франчайзинга - взаимозависимость. Как только франчайзи перестает соблюдать требования франчайзера, это негативно влияет на репутацию первого, а промахи в работе головного офиса сказываются в свою очередь на его партнерах.
👉 Для франчайзера
Плюсы | Минусы |
Можно расширить сеть с меньшим капиталом по сравнению с открытием филиалов самостоятельно | Франчайзи может раскрыть корпоративные тайны и технологии |
С расширением сети растет узнаваемость бренда | Возможное снижение репутации из-за плохой работы франчайзи |
Не требуется нанимать больше менеджеров, обязанности управленцев выполняют франчайзи | Необходимо контролировать работу франчайзеров, а точки бывают сильно удалены друг от друга |
Большая доля ответственности лежит на франчайзи | Уровень дохода ниже, чем при открытии своего филиала |
Доход от продажи франшизы и повышение оборота | Возможны перебои с оплатой роялти и прочих платежей |
👉 Для франчайзи
Плюсы | Минусы |
Быстрее выйти на рынок, сокращается срок открытия | Популярные концепции требуют больших вложений |
Не нужно выстраивать бренд с нуля, уже есть лояльные потребители | Ограничения в управлении и ведении бизнеса |
Бизнес-модель уже проверена, допускается меньше ошибок на старте | Финансовые обязательства: обязательные закупки на минимальную сумму, паушальный взнос, роялти, рекламные платежи. |
Опора на опыт франчайзера, доступ к базе знаний, системе автоматизации | Возможные проверки, штрафы и прочие санкции |
Снижаются затраты на рекламу, продвижение на федеральном уровне | Юридически франчайзи менее защищён, так как договор составляет не она |
Шанс банкротства и закрытия в целом снижается | Возможны ограничения на выход из бизнеса и запрет на открытие конкурирующих фирм |
Обмен опытом с сетью франчайзи | Ограничения в выборе рекламных методов |
Основные термины франчайзинга
Глубже погружаясь в тему франшиз, вы можете встретить массу понятий, которые могут быть вам не до конца ясны. Обзор их мы представили в статье “Термины франчайзинга”. Здесь же мы остановимся на самых основных, которые применяют во всех видах франчайзинга.
⭐ Франчайзер – продавец франшизы. Это компания или ИП, имеющая зарегистрированный товарный знак и работающий бизнес, которая передает их, свои технологии, ноу-хау другому бизнесу и оказывает ему поддержку. С ростом популярности франшиз в роли франчайзера стали выступать не только крупные федеральные сети, но и небольшие региональные.
⭐ Франчайзи – покупатель франшизы, который получает право на ведение бизнеса по схеме франчайзера. Зачастую в роли франчайзи выступают ИП или мелкие компании, но это не является правилом.
⭐ Паушальный взнос – стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую платит франчайзи на старте.
⭐ Роялти – регулярный платеж за использование товарных знаков, патентов и прочей интеллектуальной собственности. Обычно взимается раз в месяц в виде процента от выручки или фиксированной суммы.
⭐ Пакет франшизы – это все, что даёт франчайзер даёт партнеру по договору. Помимо товарного знака и документов это могут быть услуги обучения, рекламы, брендбук, поставка товаров и услуг. В производственных проектах в пакет часто входит комплект оборудования.
Примеры российских и зарубежных франшиз
Самые популярные франшизы в мире связаны с едой. По такой стратегии масштабируются такие бренды фастфуда как McDonald's, Subway, KFC, Burger King, Domino’s, Pizza Hut, а также продуктовые супермаркеты 7-Eleven. Ещё знамениты мировые отельные сети Mariott, Hilton и Hyatt, которые тоже являются франчайзерами.
По данным рейтинга 500 лучших франшиз от Бизнесменс.ру самые успешные франчайзеры на сегодня – это продуктовая сеть “Пятерочка”, кальянная Мята Lounge, сеть самообслуживания МПР и маркетплейс Wildberries.
Чаще всего таким способом масштабирования пользуются компании из сфер розничной торговли, услуг и общественного питания, а вот в производстве или строительстве франшизы встречаются реже.
Возвращаясь к теме статьи, приведем несколько примеров по видам франчайзинга.
- Торговые франшизы: сеть магазинов “Пятёрочка” (пример обратного франчайзинга), аптеки “Советская аптека” и“Фармия”, магазины детской одежды ACOOLA, Orby.
- Сервисные. Салоны красоты “Цирюльникъ”, пункты выдачи Ozon, СДЭК, агентства недвижимости “Этажи”, “Самолёт плюс”.
- Производственные. Производство тротуарной плитки PSB Plitka фасадного декора и термопанелей Tehnoarm, брендированной продукции Adonis.
Комментарии