Франшизы в Уфе. Обзор рынка
По количеству пользователей, заинтересованных в открытии бизнеса по франчайзингу, Уфа, согласно данным Бизнесменс.ру, в 2023 году занимает 9 место среди остальных городов России, опережая ряд других миллионников страны. В условиях высокой конкуренции многие предприниматели выбирают франчайзинг, так как с ним шансы на успех заметно повышаются. Ведь хорошая франшиза - это и бренд, и готовая концепция, и стандартизация бизнес процессов, и помощь с продвижением и прочими вопросами.
Поводов для того чтобы выбрать франшизы для Уфы и открыться под чужим брендом, предостаточно. Если говорить в целом, а не в частности, то бизнес-потенциал столицы Башкортостана высок по нескольким причинам.
Плюсы открытия бизнеса по франшизе в Уфе:
- Большое население. Уфа насчитывает более 1,15 млн. жителей, и почти 1,5 млн. жителей в агломерации. Это один из крупнейших городов России с многонациональным населением.
- Большой выбор направлений франчайзинга. Соответственно, под такой город, как Уфа, предприниматель может найти аудиторию под большинство направлений франчайзинга: от повсеместно востребованных продуктовых розничных точек формата “у дома” до сложных проектов или франшиз, ориентированных на узкие сегменты аудитории.
- Развитая экономика города. В Уфе концентрируется бизнес региона. Это промышленный центр, который отгружает около 56% производимой продукции региона, центр нефтепереработки, финансовая и культурная столица, центр торговли и место притяжения для самых известных федеральных компаний. Уфа также отличается достаточно комфортными условиями для жизни населения. Это довольно спокойный город с невысоким уровнем преступности, обилием парков и лесопарков.
- Событийная площадка. Уфа часто принимает гостей из России, СНГ и дальнего зарубежья на мероприятия федерального и международного уровней. Это одно из самых популярных направлений для делового туризма в стране, где регулярно проводятся всевозможные форумы, конференции и прочие события, в том числе спортивные и культурные.
Все эти преимущества говорят о высоком бизнес-потенциале Уфы с точки зрения как мелкого, так и крупного бизнеса, начинающих предпринимателей и опытных инвесторов.
Стоит отметить, что столица Башкирии и республика в целом сами часто становятся родиной некоторых франшиз, которые затем продаются за пределы региона. В качестве примеров можно назвать оператора недвижимости "Перспектива 24", сеть фирменных кафе и кулинарий “Пышка, федеральную сеть доставки еды FARFOR. Последняя, к слову была удостоена включения в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почёта», и работает не только в России, но и в странах СНГ.
Естественно, нужно принимать в расчет и обратную сторону и не надевать розовых очков относительно Уфы.
Минусы открытия бизнеса по франшизе в Уфе:
- Высокая конкуренция. В городе работает множество крупных и мелких компаний, поэтому даже несмотря на работу под известным брендом, она будет весьма ощутима.
- Возможно, город будет закрыт. Желающих открыть франшизу в Уфе всегда предостаточно, как и тех, кто бизнес уже открыл. То есть головная компания уже может быть не заинтересована в поиске новых партнеров.
- Невысокий уровень благосостояния. Несмотря на то, что Башкортостан - это нефтедобывающий регион, не стоит переоценивать уровень материального благополучия местных жителей. Зарплаты их часто довольно скромные, а многие из них часто уезжают на заработки вахтовым методом в другие регионы страны. Также покидают родной регион и едут учиться в другие вузы студенты.
- Слабая развитость туризма. Не стоит также полагать, что Уфа - это очень популярное место у туристов, такое как Казань или Екатеринбург. На момент написания статьи в городе до сих пор не имеется ни одной пешеходной улицы, в городе есть проблемы с точечной застройкой, стирающей интересные исторические здания, довольно слабо представлен национальный колорит.
5 популярных направлений франшиз в Уфе
Традиционно в Уфе, как и других городах России, по уровню спроса лидируют франшизы бюджетного сегмента с инвестициями до 1 млн. рублей и небольшими паушальными взносами. Чаще всего это наиболее легко тиражируемые проекты с широким кругом покупателей по одному из следующих направлений:
- Франшизы услуг для населения. Около 50% всех продаж имеют сервисные франшизы. Это салоны красоты, барбершопы, ремонтные мастерские, пункты приема анализов, автоуслуги, пункты выдачи интернет-заказов, образовательные услуги, микройзаймы.
- Франшизы розничной торговли. Это массовые направления продуктовой и непродовольственной розницы. Пекарни, пивные магазины, алкомаркеты, аптеки и прочее.
- Франшизы общественного питания. В последние годы продолжает расти интерес к франшизам фастфуда как более кризисоустойчивой модели: это рестораны и кафе быстрого питания, заведения с моноконцепциями - бургерные, блинные, чебуречные, пиццерии, сушильни и прочие. Не остывает интерес и к такому массовому направлению как франшизы кофеен. В Приволжском федеральном округе Башкирия находится на 3 месте из 14 регионов по оборотам кафе и ресторанов после Татарстана и Самарской области. В первом квартале 2023 года, по данным Росстата, региональный рынок составил 8,66 млрд. рублей.
- Интернет и IT-франшизы. Интернет-направления франчайзинга, с одной стороны, привлекают своей инновационностью и ростом востребованности на рынке, с другой часто дают предпринимателю бюджетный выход на большую аудиторию, которая не ограничивается границами одного города или области. Это франшизы интернет-торговли, включая торговлю на маркетплейсах, дропшиппинг, интернет-услуги и агрегаторы.
- Франшизы услуг для бизнеса. Благодаря обилию бизнеса в городе большой интерес наблюдается и к различным B2B-услугам: в областях финансов, рекламы, бухучета, автоматизации, аутсорсинга и прочих направлений.
На какие франшизы обратить внимание в Уфе в 2023 году
Помимо очевидных направлений по ряду причин предпринимателям из Уфы и Башкортостана стоит обратить внимание и на некоторые другие сферы. Вот лишь некоторые из них.
- Франшизы сферы строительства и ремонта. Последние годы жители крупных городов все чаще интересуются жизнью за городом, а прошедшая пандемия ковида только подтолкнула многих к строительству или покупке загородной недвижимости. По данным местного министерства строительства и архитектуры, 2022 год стал рекордным по вводу жилья в Башкортостане - в регионе ввели 2 млн. кв. метров индивидуального жилья, что на 30% больше, чем годом ранее.
- Франшизы магазинов-дискаунтеров. Жители Уфы все чаще экономят на привычных покупках и посещают сетевые магазины низких и фиксированных цен, часть из которых работает по схеме франчайзинга.
- Франшизы мастерских и сервисных центров. Когда людям не до покупок новых гаджетов, они ремонтируют старые. По информации маркетплейса услуг YouDo, спрос на услуги в категории «Ремонт цифровой техники» в Уфе в 2022 году повысился на 7%. Поскольку направление имеет высокую конкуренцию, проще начать с франшизой, которая даст вам обучение и правильно поставит маркетинг.
- Франшизы языковых школ. В 2022-2023 годах в России существенно повысился спрос на преподавателей и репетиторов иностранных языков. По некоторым направлениям - в разы. К примеру, вначале 2023 года “Авито” отмечал в Уфе рост интереса на корейский язык (в 3 раза) и на арабский (в 2 раза).
- Школы программирования. Специалисты в сфере IT востребованы повсеместно, равно как и услуги по их подготовке. Школа программирования по франшизе поможет тем, что даст готовую программу, поурочные планы и поможет решить юридические вопросы.
- Франшизы онлайн-торговли. Интернет-торговли продолжает расти и увеличивать свою долю. В 2022 году согласно данным Data Insight, рынок электронной коммерции в России составил 5,7 трлн. рублей и 2,8 млрд заказов, прибавив за год по числу заказов 65%. Поэтому особое внимание стоит уделить франшизам интернет-магазинов, торговли на маркетплейсах, франшизам доставки и логистики, либо открыть свой ПВЗ.
В итоге
Уфа - это город, проявляющий большую заинтересованность во франчайзинге, но предпринимателю следует иметь в виду, что большая часть раскрученных брендов в городе уже имеются. Поэтому помимо этого стоит обращать на новые франшизы, франшизы “сложных” проектов и сферы, востребованные в связи с наблюдающими долгосрочными трендами и конъюнктурой рынка.
При этом стоит иметь в виду, что идеальные отношения между франчайзером и франчайзи строятся по схеме win-win, то есть сотрудничество должно быть выгодно обеим сторонам.