Содержание:
Где искать идеи для бизнеса
Как надо формулировать идеи
Как оценивать перспективы бизнес-идей
Как тестировать идеи
Ошибки при выборе бизнес-идей
Поиск идей по категориям
Поиск идей бизнеса часто вызывает ступор: где искать, как, что выбирать. Одних смущает разнообразие вариантов, другие сталкиваются с дефицитом годных проектов, третьи не знают, как адекватно оценить их перспективы. В этой статье – про поиск, отсев, генерацию и оценку бизнес-идей.
Где искать идеи для бизнеса
Поиск и создание идей можно сравнить с поиском и готовкой блюд. Какие-то ингредиенты-задумки у вас уже лежат в холодильнике, но для чего-то нового и вкусного их может не хватать. Поэтому можно либо пополнить запасы и отправиться за ними в супермаркет, на рынок, на дачу в сад или в лес по грибы и ягоды, либо взять что-то готовое в кафе, ресторанах и кулинариях.
🔹 Каталоги. Удобный поиск по рубрикам или тематическим статьям-подборкам. Плюс в том, что вариантов дают сразу много и под разные потребности, минус – материалы быстро устаревают.
🔹 Обзоры на YouTube. Идей тоже много, но авторы обзоров часто выдают старые за новые и часто повторяются.
🔹 Деловые СМИ. Рассказывают о новых бизнес-концепциях, публикуют кейсы предпринимателей, делают интервью, дают свою площадку для корпоративных блогов. Контент детальный, но поиск неудобен.
🔹 Каталоги франшиз. Идеи, которые уже реализованы, когда компании предлагают открыться под своим брендом и по своей бизнес-модели. Все уже готово, раскручено и реализовано, остается повторить по инструкции и следовать стандартам.
🔹 Тренды и новинки. Есть порталы, которые делают обзоры трендов (Trend Hunter), а есть подборки трендов в статьях и блогах. Еще есть разделы “Популярное”, “Хиты продаж”, “Новинки” на сайтах оптовиков, либо можно делать запросы с этими словами и интересующими товарами на поисковиках и на маркетплейсах.
🔹 Поисковые запросы. Если забить в Яндекс Вордстат какое-либо слово в связке со словом “купить”, можно обнаружить в выдаваемом перечне не только часто покупаемые привычные товары, но и трендовые покупки.
🔹 Каталоги инвестпроектов, сайты готового бизнеса. Также есть доски объявлений вроде “Авито”.
🔹 Технические новинки, обзоры, патенты. Для технологических стартапов и идей ассортимента для магазинов.
🔹 Аккаунты в соцсетях. Блоги мастеров ручной работы, представители творческих видов бизнеса.
🔹 Методы генерации. Если ничего не подыскали, пробуйте сами. Самые популярные методы – Мозговой штурм, Шесть шляп мышления, Метод Уолта Диснея.
🔹 Нейросети. Правильно сформулируйте, что вам надо (задайте промпт), в каких сферах, а потом попросите у нейросети предложить сразу много вариантов.
🔹 Книги и фильмы. Путь для тех, кто не боится потратить время. Использовать можно как литературу по теме бизнеса, так и вдохновляться художественными произведениями.
🔹 Окружающая среда. Возьмите блокнот и ручку, запишите, что вокруг вас не устраивает: от едва заметных бытовых мелочей до глобальных вещей. А потом попытайтесь оригинально решить каждую проблему.
🔹 Отраслевые/тематические сайты и группы. Если знаете направление, где хотите стартовать, ищите там, где публикуют материалы о новинках и трендах внутри этой ниши.
🔹 Клубы предпринимателей, акселераторы. Места, где можно обменяться опытом с другими предпринимателями, проверить свои гипотезы, провести оценку и заняться проработкой.
Как надо формулировать идеи
Часто проблема в том, что идея уже есть, но нет ресурсов на её воплощение. За ними предприниматель идет в банки, к инвесторам, ищет партнёров. И первый шаг, первое касание на пути к получению этих ресурсов от второй стороны – презентация. Проект нужно представить убедительно, кратко и понятно.
Сочную выжимку на ровном месте не сделать, опорой для цифр и выводов служит бизнес-план. Как его составить, и что в нём должно быть, мы описывали здесь.
Формулирование идеи будет похоже на эмоциональное резюме проекта, в котором вам нужно сделать акцент на:
👉 актуальности: слова нужно подкрепить цифрами и фактами, полученными благодаря анализу рынка;
👉 условиях: описании того, как именно вы будете реализовывать проект;
👉 выгодах и преимуществах для рынка: почему проект будет востребован и полезен для аудитории, как он закроет незакрытую на рынке потребность.
Как оценивать перспективы бизнес-идей
Облегчить выбор и провести отсев поможет оценка перспектив каждого варианта. Делается по набору параметров:
🔸 Ресурсы: деньги, время, труд, кадры, которые нужны, чтобы её реализовать. Есть ли они в вашем распоряжении и в каком объеме.
🔸 Востребованность товара и услуги: можно оценить по объему предложения, статистике продаж на маркетплейсах, поисковым запросам, результатам маркетингового гоисследования и опросов;
🔸 Плотность конкуренции: на какую долю общего пирога вы реально сможете претендовать.
🔸 Конкурентные преимущества: чем реально отличаетесь, какую потребность аудитории закрываете;
🔸 Постоянные и переменные издержки: нужно понять, позволит ли вам себестоимость продукта зарабатывать столько, сколько вы хотите, и в каких объемах вам нужно будет продавать до желаемой суммы;
🔸 Окупаемость проекта: насколько быстро вы сможете отбить вложенное за счет чистой прибыли;
🔸 Перспективы роста: насколько просто/сложно будет масштабировать проект.
Как тестировать идеи
Самый простой совет – протестировать услугу на знакомых или организовать пробные продажи. Отличие тестового периода от основного в том, что от вам не нужно предлагать рынку “полный фарш”, полностью готовый продукт с массой дополнительных опций. Начните с самого необходимого, с MVP.
MVP – это минимально жизнеспособная версия продукта. Она уже удовлетворяет базовые потребности, и для этого ей не нужны дополнительные надстройки и функции.
Например, если вы изобрели антимоскитные гамаки, сначала вам будет достаточно тканевой основы и закрывающейся сетки над ней, чтобы гамак можно было подвесить на дерево, и чтобы он не пропускал комаров. А уже потом вы можете продавать эти гамаки в комплекте с деревянными подставками, сделать прозрачную вставочку для того, чтобы человек мог любоваться видом ночного неба или сделать эргономичный чехол.
Этапы тестирования:
⭐ Обкатка MVP. Зовете друзей, родню, знакомых, собираете их честную обратную связь, понимаете, чего не хватает.
⭐ Тестируете среди незнакомых людей. Важно, чтобы это была целевая аудитория, а ваш продукт решал их проблему. Проведите интервью: спросите, нужен ли вообще им такой продукт (или они могут обойтись и без него), готовы ли они за него платить и сколько. Потом выберите ту категорию людей, которым продукт нужен (узнайте их пол, возраст, доход, мотивы, потребности) и тщательнее выявите их потребности.
⭐ Доработайте и выпускайте продукт. Если убедились в жизнеспособности продукта, дорабатывайте продукт и проходите все классические этапы запуска бизнеса: от регистрации до помещения, оборудования и найма сотрудников.
По ходу тестирования сразу проводите анализ: считайте заявки, выводите конверсию из заявки в заказ, делайте поправки на сезон в своих расчетах.
Ошибки при выборе бизнес-идей
👎 Не проверяют свои гипотезы. Важно проверить, что идея выгодная и модная не только в вашем представлении, но и что продукт востребован аудиторией.
👎 Недооценивают расходы. Есть много неочевидных расходов: амортизация, доставка, эквайринг, ПО, связь, мелкие расходники, непредвиденные поломки.
👎 Впадают в перфекционизм. Стараются все сделать идеально, тратят энергию по мелочам, бесконечно шлифуют, добавляют функции, но так и не начинают.
👎 Быстро бросают и не готовы работать вдолгую. Попробовали – не получилось, но не значит, что задумка плохая: возможно, о проекте еще никто не знает, нужно время на раскрутку, приложений усилий.
👎 Выбирают неинтересное дело для себя. Следствие – меньшая вовлеченность, перегорание, убытки, разочарование.
👎 Не проявляют гибкости. Не внедряют популярные услуги и товары, о которых часто спрашивают, не автоматизируют бизнес, держатся за плохих сотрудников, боятся что-то менять и пробовать.
👎 Не отдыхают. Работа круглые сутки и желание принести себя в жертву вряд ли сделают вас счастливее.
Поиск идей по категориям
В заключении вернемся к теме поиска. Часто ищут в рамках какой-то одной сферы: в торговле, медицине, в развлекательном бизнесе. Но если ничего не нашли, попробуйте расширить область поиска широкими категориями
Идеи для бизнеса с минимальными вложениями
Минимум средств, быстрая окупаемость, можно начать одному – это все про проекты и заработок без особых вложений. Но минимум денег обычно компенсируется большими расходами чего-то еще, обычно времени и энергии.
Идеи для бизнеса на дому
Интернет-торговля и услуги расширили пространство вариантов для заработка на дому, а чтобы официально работать на себя, вам может хватить самозанятости.
Идеи для бизнеса онлайн
Потребности аудитории онлайн увеличиваются. Туда уходит внимание людей, туда идут компании, которым требуются “проводники” и обслуживающие. Среди онлайн-идей актуальные мобильные сервисы и приложения, услуги посредников по выходу на маркетплейсы, сервисы подписке и доставке.
Идеи для бизнеса в сфере услуг
Продуктовый ретейл захватывают сетевые супермаркеты, непродовольственная розница хлынула в интернет и бьётся за покупателя на маркетплейсах, но относительно стабильной и тихой гаванью для малого бизнеса остается сфера услуг, в которой, тем не менее, есть свежие ниши.
Идеи для открытия бизнеса с нуля
Здесь примерно та же история, что и с минимальными вложениями. Ноль в деньгах означает повышенную потребность в другом: во времени, в опыте, знаниях, труде. По этому запросу много мошенников, поэтому лучше рассматривайте недорогие франшизы с проверенными концепциями.
Идеи для бизнеса по производству товаров
Это не обязательно огромные заводы, может быть и что-то менее масштабное. Некоторые ниши для производства даём здесь.
Идеи для бизнеса в малых городах
В небольших городах маневр ограничен, платежеспособность и потребности жителей меньше. Поэтому пул вариантов сокращается, но их все равно предостаточно.
Идеи бизнеса для женщин
Есть сферы, которые считаются женскими: красота, здоровье, образование, некоторые виды торговли, воспитание детей. Внутри них можно отыскать массу интересных ниш.
Комментарии