Чтобы придумать оригинальную бизнес-идею, не нужно обладать специальными знаниями и быть экстраординарной творческой личностью. Достаточно провести “настройку” своего мышления и узнать о нескольких простых способах генерации идей. Ниже мы предложим 10 из них.
Источники идей
Главный источник новых идей - окружающий мир. Путь на работу и обратно домой, наблюдение за играющими во дворе детьми, встречи с друзьями и родственниками – всё может навести вас на свежие мысли. Заметили новую вывеску – решили использовать похожий дизайн для оформления сайта или блога. Попробовали новый напиток с необычным ароматом – купили себе одеколон или духи с таким же запахом, поразились поступку героя в сериале – решили взять его метод “на вооружение” при переговорах с начальником.
Окружающий мир можно и нужно использовать как подсказки. Которые вдохновляют на что-то новое, заставляют развиваться и двигаться. Точно так же и с бизнес-идеями. Новые вещи, люди, события, ситуации порождают новые типы кафе, школ, клубов, салонов, онлайн-сервисов.
Но есть у такого поиска недостатки. Со временем среда вокруг человека становится привычной. Сознание само собой начинает работать по проторенным дорожкам, все становится обыденным, а новое и вдохновляющее в нем вытаскивается с трудом. Кроме того, вы ограничены рамками своего взгляда на мир: своим полом, возрастом, характером, складом ума, темпераментом, бытовыми привычками, регионом проживания. Вдохновение же не приходит системно, а работает вспышками. Поэтому, если идеи нужны вам регулярно, помогут системные методы генерации.
Методы генерации идей
Чтобы не стать заложником вдохновения, которого можно так и не дождаться, лучше всего использовать проверенные методы поиска. Вот некоторые из самых популярных вариантов, которые помогут вам преодолеть барьеры стандартного мышления.
Мозаичный метод
Суть его в том, что из банальных идей вы составляете уникальную комбинацию. Многие новые бизнес-идеи появляются при сочетании всего лишь двух простых идей или любых пришедших на ум слов.
Например:
Бургеры + игры = заведение, где посетители могут наслаждаться бургерами и играть в настольные игры/квизы, приставки и прочее.
Или:
Фитнес+квест+соревнование = спортивно-развлекательный центр нового формата.
Обувь+лабиринт= новый формат детского обувного магазина, в котором будет нескучно детям.
Что если
Другой вариант для поиска инновационных идей: задавать себе гипотетические вопросы о возможном или невероятном будущем.
“Что если все салоны красоты завтра будут использовать искусственный интеллект?”.
“Что если все клиенты станут заказывать только экспресс-услуги красоты, которые длятся не более 20 минут?”.
Шесть шляп мышления
Один из видов мозгового штурма. В формате игры участники надевают на себя шляпы разного цвета и обдумывают проблемы под разными углами.
🔵 Синяя шляпа отвечает за формулирование цели, следит за правильным использованием всех шляп, подводит итоги.
⚪ Белая шляпа аналитически осмысляет проблему, говорит языком фактов.
🔴 Красная шляпа отвечает за эмоции, включает интуицию.
⚫ Черная шляпа критикует и ставит по сомнение, обращает внимание на негативные стороны.
🟡 Желтая шляпа – оптимист, который во всем ищет выгоду и выявляет скрытые полезные ресурсы.
🟢 Зеленая шляпа генерирует идеи и ищет новые нестандартные решения задачи.
Метод Уолта Диснея
Классический метод от создателя одной из крупнейших кинокомпаний. Вместо цветных шляп вы примеряете на себя три роли: мечтателя, реалиста и критика. В итоге первый вздымается в облака и ничем себя не ограничивает. Реалист “заземляет” мечтателя, вспоминает о ресурсах и конкретике, а критик находит изъяны и слабые места.
Это лишь некоторые техники, которые используются практикуются часто, а дальше мы приведем еще несколько других. Главное, помните – что генерация не любит рамок. А потому ни в чем не ограничивайте условного “мечтателя” и “бредогенератора”. Да и позиции критиков и реалистов часто могут вывести на что-то необычное.
Перебрать идеи
Задача перебора – написать 50 или 100 идей для бизнеса. На первом этапе в голову придут самые очевидные идеи, а уже через 20 идей сознание перестроится и станет выдавать что-то новое. В потоке этих безумных вариантов и отыскивается что-то любопытное.
Брейнсторминг 2.0
Брейнсторминг – это классический метод мозгового штурма. В одном месте вы собираете людей разных возрастов, профессий, взглядов и позволяете им высказывать свои идеи. Не ограничивайте их фантазию никакими рамками и критикой: высказывать можно любые глупости. Когда разные идеи от разных спикеров будут выноситься на общий стол, вы получите такие комбинации, которые не родить в одиночку. Не забывайте записывать все мысли.
В 2024 году для мозгового штурма вам не обязательно собирать компанию людей и приглашать их к себе в гости. Используйте нейросети – ChatGPT, Gemini, YandexGPT и аналоги. Попросите нейросеть представить, что она высказывает идеи с позиции нескольких персонажей.
Например, возьмите:
🔸 сантехника Василия 60 лет с трудовым стажем более 30 лет;
🔸 молодую бизнесвумен - владелицу салона красоты в Москве Лилию 30 лет;
🔸 прораба Евгения 46 лет из Дальнего Востока;
🔸 начинающего продавца-консультанта вейпов Никиту 22 лет;
🔸 экскурсовода Наталью 40 лет и т.д.
Затем пропишите взгляды, характеры, хобби и особенности каждого человека (прогрессивные, консервативные, развитая фантазия, любовь к рисованию, путешествиям, знание китайского языка, семья из 5 детей и т.д.) и попросите нейросеть предложить вам идеи по открытию концептуального кафе с позиции каждого персонажа.
Буквально за минуту получаем целую гамму интересных идей от кафе со старинными самоварами и кофемолками и кафе с человечками из фитингов для розлива напитков до заведений, где посетителям выдают VR-очки и позволяют совершить виртуальные прогулки по историческим местам города.
Вычеркнуть лишнее
Век клипового мышления и дозированных мыслей сказывается на всем. А это значит, что многие идеи нужно не собирать, как пазлы, а делать более простыми и доступными. Для этого возьмите какой-то стандартный бизнес и вычеркните из него то, что вам кажется лишним.
Лишними могут быть:
🔺 посредники;
🔺 сотрудники;
🔺 касса;
🔺 часть ассортимента товаров;
🔺 часть услуг;
🔺 помещение;
🔺 автопарк;
🔺 склады;
🔺 ресепшн;
🔺 меню на бумажном носителе и т.д.
Классический пример – это когда из обычных продуктовых магазинов убирают все вредное вроде газировки, сладкой выпечки, шоколада и появляется магазин здорового питания. Если убрать из бизнеса сотрудников – возникают автоматы самообслуживания, технологические линии, приложения. По тому же принципу работают известные компании. Например, у сервисов бронирования отелей и жилья нет своей недвижимости, а у приложений такси вроде Uber – нет своего автопарка.
Придумать врага
Любой бизнес решает какую-то проблему, но слово “проблема” очень нейтральное и “никакое”. Заменив его на слово “враг”, вы сможете получить гораздо больше ярких образов. Ваша задача – придумать врага, а потом изобрести способы борьбы с ним.
Лучше всего, если в роли врага вы представите не традиционных врагов (страх, ненависть, ГМО, садовые вредители, вредные привычки, лишний вес), а что-то лежащее не совсем на поверхности или то, что врагом даже не кажется. Например, переизбыток энергии, коворкинг, ограниченная площадь квартир и т.д.
К каждому предмету и явлению можно придумать некий востребованный на рынке противовес.
Например, в ответ на перевозбуждение вы придумываете новый антиэнергетик “Сонная муха” с успокаивающими ингредиентами и травами. Ответом на коворкинг, где все работают в общем помещении становится “коморкинг”, где все сидят по уютным коморкам для интровертов, а для ограниченной площади квартир подойдут встраиваемые в мебель тренажеры.
Приобщиться к авторитету
Можно сыграть на желании людей стать частью целого. Это удобный метод как для покупателей, которые будут активнее идти на авторитет, так и для предпринимателя, которому не нужно будет выстраивать бренд с нуля.
Что это означает для клиентов? Например, если вы открываете магазин одежды апелляцией к авторитету будет продукция с их изображениями. Например, подростковая одежда с изображением “Рика и Морти” или футболки с фамилиями знаменитых спортсменов.
Для бизнесменов приобщение к авторитету можно воспринимать как приобщение к франшизе. Допустим, в вашем городе очень популярно кулинарное шоу какого-то блогера, и вы создаете не свой ресторан, а покупаете франшизу. Вместе с ней к вам переходят дизайн, фирменные рецепты, униформа, вам дают советы по рекламе, комплекты фирменных печей и кофемашин, фирменные скидочные карты.
Инверсия и гипербола
Следующий принцип основан на теории решения изобретательских задач по методу советского ученого Генриха Альтшуллера. Вы берете какой-то процесс, разбираете его на составные части и что-то либо выворачиваете наизнанку, либо доводите до абсурда.
Инверсия – это когда вы берете идею ресторана, суть которого в предложении широкого меню, но оставляете в нём только один вид меню – салаты. Или открываете “детский садик”, где дают уроки, занимаются зарядкой, рисуют, лепят из пластилина, ходят гулять на прогулки, но запрещаете в него доступ всем людям, которые моложе 30 лет.
Резюме
Ключевое, что нужно усвоить для генерации идей – разрешите себе выходить за любые границы, стирайте их. За рамки стереотипов, убеждений, вашего личного мнения, общепринятых позиций, моды, критики, соображений о том, как думать “правильно” и как “неправильно” или “несерьезно”. Новое не придет к вам, если какой-то канал связи вы наглухо закрыли, закупорили. То же касается и отношения к новым технологиям. К описанным 10 способам генерации идей попробуйте добавить нейросети.
Комментарии