Содержание:
Что такое бизнес-план
Зачем нужен бизнес-план
Основные виды бизнес-планов
Популярные стандарты
Как составить бизнес-план самому
Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана
Где взять готовый бизнес-план
Сделать самому или заказать у профессионалов
Что такое бизнес-план
Это документ, где описывается план развития проекта, включая его цели,этапы развития и анализ рисков. Он содержит:
🔹 Данные об инициаторе;
🔹 Описание товаров и/или услуг;
🔹 Ключевые рынки сбыта и их анализ;
🔹 Финансовые расчёты деятельности;
🔹 Приложения (например, финансовые отчеты, графики, результаты маркетинговых исследований).
Зачем нужен бизнес-план
Бизнес-план должен разрабатываться перед стартом любого проекта. С его помощью вы прорабатываете идею по всем её аспектам, а риски потерять деньги или обанкротиться снижаются.
На практике бизнес-планированием часто пренебрегают: одним лень всё считать, другие полагают, что рынок слишком переменчив, и всё учесть нельзя, третьим просто скучно, четвертые ограничиваются лишь разработкой финансовой модели.
Чаще всего бизнес-планы заказывают для привлечения внешнего финансирования, чтобы:
⭐ Получить кредит в банке;
⭐ Получить средства от государства (гранты, субсидии, соцконтракт);
⭐ Получить средства от инвесторов.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных типов:
1. Внутренние. Для внутреннего применения в фирме. Их оформляют в произвольной форме и создают, чтобы понять проект и оценить его перспективы и риски.
2. Для инвесторов. Их составляют для привлечения внешнего финансирования. Инвесторы могут требовать документ, составленный по международному стандарту. Больше всего инвестора будет интересовать суть бизнеса, инвестиции, конкурентные преимущества проекта, а также показатели окупаемости и рентабельности.
3. Для получения кредита. Нужны для банков. Они же выдают стандарты и рекомендации по оформлению.
4. Для получения господдержки. Нужны под меры поддержки малого бизнеса от государства. Требования и шаблоны дают региональные органы ведомств.
5. Антикризисные. Составляют для компаний, попавших в тяжелое финансовое состояние. Задача – показать кредиторам, как компания будет выходить из кризиса.
Популярные стандарты
Востребованные стандарты – это UNIDO, ЕБРР, BFM Group, KPMG, TACIS. Самым популярным в России можно назвать стандарт от подразделения ООН по промышленному развитию UNIDO. Если у вас стоит задача обратиться к сразу нескольким инвесторам или банкам, лучше всего использовать именно его. Это будет практически универсальный документ, который проще всего будет корректировать под требования конкретной организации.
Структура документа по стандартам UNIDO:
🟢 Резюме. В резюме дается самая важная информация о проекте в кратком виде: его суть, источники финансирования, требуемые инвестиции, сроки запуска, перспективы.
🟢 Описание отрасли и компании. Подробно рассказывается о компании-организаторе, отрасли, в которой она будет работать, системе управления, штате персонала.
🟢 Описание услуг или товаров. Перечень продукции или услуг, их параметры. Могут быть приложены их фотографии.
🟢 Продажи и маркетинг. Этот раздел содержит информацию о рынках сбыта и реализации, анализ конкурентов, включая их сильные и слабые стороны, анализ целевой аудитории.
🟢 План производства. Описание производственного процесса, включая необходимые для этого помещения и оборудование, технологии, описание логистики с поставщиками и покупателями (клиентами).
🟢 Организационный план. Структура управления, состав и квалификация руководства.
🟢 Финансовый план. Источники финансирования, расходы на открытие, источники средств, расчеты по прогнозируемой прибыли, убытках, о движении денег.
🟢 Оценка эффективности. На основе расчетов делается оценка эффективности. Для этого вычисляются показатели окупаемости, точка безубыточности, рентабельность, чистая прибыль и прочие.
🟢 Гарантии и риски компании. Как компания обеспечит возврат инвестиций, какие риски могут повлиять на дело и способы их минимизации.
🟢 Приложения. Дополнительная информация, которая не вошла в другие разделы: большие таблицы, графики, схемы, фото.
Как составить бизнес-план самому
Работу над можно разделить на 4 основных этапа.
1. Анализ рынка и конкурентов
Начинать без аналитики – это способ провалиться на старте. Все свои гипотезы нужно проверять и точно выяснить, нужен ли ваш продукт рынку, чего хотят потребители, что и по какой цене предлагают конкуренты.
Маркетинговые исследования для крупных проектов можно заказать, локальный рынок придется анализировать самостоятельно. Больше всего информации дают конкуренты – вы можете выяснить их прайс-листы, зарплаты сотрудников, целевую аудиторию, условия работы, дизайн, отзывы.
Остальную статистику можно взять из данных Росстата и других госорганов и их региональных представительств. При исследовании рынка также часто проводится SWOT-анализ.
2. Сбор исходных данных
Переходить к написанию нет смысла, пока не собрана исходная информация, которая ляжет в его основу и в основу финансовой модели. Вот, что вам потребуется:
🔺 Определить размеры инвестиционных расходов, периоды их осуществления (строительство, ремонт, покупка, доставка, монтаж оборудования)
🔺 Определить затраты основного периода – аренда, коммунальные, связь и прочее.
🔺 Выбрать систему налогообложения;
🔺 Определить будущие источники финансирования, объем средств, которые необходимы, сроки их возврата.
🔺 Определить, сколько нужно сотрудников, сколько им платить;
🔺 Понять потребности в материалах, объемы складских запасов;
🔺 Рассчитать объемы производства и продажи, выяснить цены (закупочные, конечные), учесть фактор сезонности.
3. Формирование финансовой модели
Без финансовой модели дело не построить, поэтому расчеты делаются заранее. Для этого можно использовать обычный документ в Excel или специальные программы, включая платные. Суть их работы в том, что вам просто нужно ввести исходные данные, а программа создаст отчет о прибыли, убытках и кэш-флоу, представит информацию в виде таблиц, диаграмм и графиков.
Примеры сервисов для расчета финансовой модели: MarketExpert, BPE24, Альт-Инвест Сумм, Project Expert.
4. Написание
Только после того, как вы собрали всю исходную информацию и произвели расчеты финансовой модели, переходите к написанию документа. Чтобы не переделывать работу дважды, и изучите требования к оформлению от банков и инвесторов, к которым планируете обращаться.
Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана
👉 Не учтены требования к оформлению. У внешних инвесторов, банков и госорганов надо заранее уточнять их требования к оформлению документа, иначе вам вернут его назад.
👉 Цифры и данные взяты “с потолка”. Будьте готовы, что информацию в документе перепроверят, поэтому будьте точны и не приукрашайте.
👉 Слишком большой объем. Нужно писать кратко и по делу, особенно если пишете для стороннего инвестора. Желательно уложиться в 20-40 страниц и не описывать подробно слишком банальные вещи, превращая документ в подобие курсовой работы. Особенно уделяйте внимание резюме: именно резюме инвесторы читают в первую очередь.
👉 Нет подкрепляющих данных о будущих продажах. Надо максимально обосновать, почему товары и услуги будут покупаться, лучше всего провести маркетинговое исследование. Часто обещается слишком высокий рост продаж, но оптимистичные прогнозы ничем не подкрепляются.
👉 Нет информации о конкурентах. Если идея не полностью новаторская, конкуренты будут всегда, хотя бы в смежных направлениях. Без их анализа работа будет неполной.
Где взять готовый бизнес-план
Сразу откажитесь от идеи просто скачать готовый бизнес-план и открыть по нему бизнес. Двух одинаковых проектов не существует, в каждом есть масса деталей, каждый требует своей финансовой модели с учетом текущих цен и реалий рынка.
Готовые варианты можно использовать как:
🔵 Шаблоны для своих задач;
🔵 Для более глубокого изучения вашей ниши;
🔵 Как документ для предоставления госслужбам (иногда им важно лишь его наличие, а на содержание не смотрят).
Готовые документы сегодня продаются на многих сайтах и в каталогах. Качество их разное, свежесть материала тоже. Некоторые годятся только для ознакомления с бизнесом, в других есть проработанные финансовые модели с таблицами. Цены разные: от символических сумм до 40-50 тысяч рублей и выше в магазинах вроде РБК, где также продаются маркетинговые исследования.
Сделать самому или заказать у профессионалов
Еще больший разброс цен на составление документа с нуля: зависит от вас, масштабов вашего проекта и от исполнителя. Если у фрилансеров это может быть около 3-5 тыс. рублей, крупные консалтинговые и аудиторские компании могут просить сотни тысяч и даже несколько миллионов рублей.
Не стоит полагаться только на внешних экспертов. Человек “со стороны” не будет вовлечен в проект так, как вы, не будет столь же глубоко понимать его специфику. Привлекать специалистов лучше после того, как вы прошли этап сбора информации, чтобы ее правильно структурировали и красиво подали, если вам требуется показывать документ инвесторам.
Комментарии