Все категории

Все категории

Инвестиции в средства массовой информации

Показано: 2 из 2

Инвестиции в средства массовой информации и медиабизнес

Под медиакомпаниями могут понимаются компании, которые занимаются производством и распространением любого контента, включая новости, аналитические материалы, журналистские репортажи, кино, сериалы, музыку, книги, телевизионные и радиопередачи. 

Медиабизнес справедливо можно назвать сложным направлением для инвестирования. Во многом это связано с тем, что отрасль эта стремительно меняется и трансформируется под натиском цифровой революции. 

В то же время в повсеместном зарождении и развитии различный мультимедийных платформ заложен огромный потенциал. Ведь, по сути, все мировые компании, весь мировой бизнес, развиваясь, в какой-то степени вступает на путь медиабизнеса. Любая компания из любой сферы, будь то традиционное производство или строительство, розничная торговля или финансы, - абсолютно все заинтересованы в выходе на аудиторию через медиаплатформы.  

Тенденции и перспективы медиарынка

Ключевая тенденция последних лет в мире медиа - это продолжающееся сокращение доли традиционных медиа вроде кабельного ТВ и печатных СМИ и рост доли цифровых медиа.

 С 22% в 2015 году доля последних выросла до 33,4% в 2021 году. Наибольшее предпочтение цифровым каналам отдают жители Южной Кореи, где в 2022 году доля цифровых медиа превысит уже  50%. В остальных развитых странах этот показатель составляет более 40%. Самыми активными потребителями цифрового контента выступают миллениалы.

При этом, как отмечается в отчете аналитического агентства глобального рынка медиа PQ Media, мировой рынок смартфонов сейчас в стадии насыщения или близок к ней. Поэтому прирост цифровых каналов в ближайшее время будет невысоким. 

Так, в 2021 году, рост потребления медиа в мире с учетом цифровых и традиционных каналов составил 1,6% или 54,4 часа в неделю. Годом ранее, в пандемийном 2020 году, рост составил 3,1%, что стало самым высоким показателем за последние 15 лет. В 2022 году ожидается рост потребления на 2,5%, чему будут способствовать выпуск нового привлекательного контента, несколько крупных спортивных мероприятий, включая ЧМ-2022 в Катаре, а  также президентские и парламентские выборы, которые окажут влияние на крупнейшие медиарынки мира. 

Основными драйверами роста медиарынка, по выводам агентства PQ Media, выступают мобильные видеоплатформаы, стриминговые сервисы, подкасты, цифровая наружная реклама, электронные книги и видеоигры.

В традиционных медиа не падать удается лишь некоторым сегментам, например, печатным книгам, радио и наружной рекламе. Из всего вышесказанного можно заключить, что успех медиабрендов во многом связан с их способностью к мультимедийной трансформации и готовности переходить на новые технологии.

Плюсы и минусы инвестирования в медиабизнес

Плюсы:

  • Рост спроса на медиапродукцию. Увеличение числа мобильных устройств и повсеместное использование интернета увеличило спрос на медиа. К примеру, средний американец тратит более 13 частов в сутки на использование различных платформ.
  • Обилие направлений. Инвестиции в медиа могут подразумевать различные форматы и инструменты, начиная от венчурного инвестирования медиастартапов, заканчивая портфельными инвестициями с покупкой акций медиахолдингов. Вы можете вложить деньги во что угодно, например, в запуск небольшого тематического канала в Телеграме, так и в крупнейшие мировые медиагиганты.

Минусы:

  • Дороговизна производства. Производство медиаконтента обходится довольно дорого, поскольку за любую работу нужно платить авторам, фотографам, операторам и т.д.
  • Сложность монетизации. Большинство потребителей медиаконтентавсе же пока не привыкли за него платить, они привыкли пользоваться информацией бесплатно. В связи с тем, что число платных подписчиков обычно ограничено, любое независимое медиаиздание зависит от успешности привлечения рекламодателей.
  • Быстрая трансформация рынка. В медиа чрезвычайно быстро меняются условия работы, крупные площадки, такие как Яндекс и Google регулярно вводят какие-то новые правила, обновляются особенности работы на YouTube и в социальных сетях, вводятся новые внутренние сервисы и функции, оказывающие прямое влияние на всех своих пользователей. В медиабизнесе всегда присутствует высокая степень неопределенности по поводу того, чего ожидать завтра.
  • Многоплатформенность. Обилие разнообразных платформ, на которых обязательно необходимо присутствовать, создает головную боль для владельцев медиабизнеса. Качественно вести и наполнять уникальным контентом все площадки и соцсети крайне трудно, а иногда почти невозможно, ведь запуск на новой платформе фактически равен запуску нового медиа. Для этого требуется много времени, труда и денег.

Выбор способа инвестирования

Вы можете инвестировать в начинающие проекты в области медиа и СМИ, либо вложиться в действующие бизнесы, инвестируя в их развитие и расширение напрямую, либо став держателем акций медиакомпаний.

1. Вложения в медиастартап 

Самый рискованный вариант для инвестора, нередко требующий внушительной суммы.

Новые проекты нуждаются в крупных частных инвесторах (бизнес-ангелах), находят финансирование через венчурные фонды либо приглашаются на медиа-акселераторы, на которых присутствуют инвесторы из мира медиабизнеса. 

Среди известных зарубежных медиа-акселераторов можно назвать американские Matter и Harmony Labs, немецкие акселераторы Plug&Play от издательского медиаконцерна Axel Springer, акселератор Next Media Accelerator и Media Lab Bayern (последние два ориентированы на немецкий рынок).

2. Инвестиции в готовое СМИ или медиапроект

Многие действующие медиапроекты ищут инвестиции для расширения бизнеса, на рекламу и укрепление своих позиций (например, на наращивание ссылочной массы, выход на новостные агрегаторы, такие как Яндекс.Новости, Google News), на набор штата сотрудников, модернизацию оборудования и т.д.

Плюс этого варианта в том, что стартовать в некоторых случаях можно с небольших сумм, например, с нескольких сотен тысяч рублей. Но, конечно, многое зависит от самого проекта.

Есть примеры, когда требуются инвестиции на более 500 млн. рублей. По данным открытых источников, обозначаемая российскими предпринимателями доходность медиапроектов обычно составляет от 10 до 40% годовых. 

Вы можете инвестировать в:

  • Онлайн-каталоги;
  • Городские информационные порталы;
  • Новостные агентства;
  • Редакции газет/журналов;
  • Интернет-СМИ;
  • Тематические/специализированные порталы;
  • Блоги и каналы в социальных сетях;
  • Радиоканалы;
  • Телеканалы.
  • Кинокомпании;
  • Мобильные приложения.

Сильным медиапроектом в первую очередь можно назвать тот, который имеет, с одной стороны, качественное наполнение, с другой - сильный единый бренд. При инвестировании в действующие СМИ, инвестору необходимо уделить особое внимание следующим моментам:

  • Аудитория и показатели проекта. Посещаемость, какой охват аудитории проекта (текущий и потенциальный), каков ее состав и особенности, процент активной аудитории.
  • Диверсификация и активность проекта. На скольких площадках представлен проект помимо основного канала (соцсети, YouTube, мессенджеры, блоги на специализированных ресурсах, рассылка по e-mail), с какой периодичностью публикуются материалы и вызывают ли они обратную связь, какое количество лайков, комментариев, репостов они набирают.
  • Автоматизация проекта. Чтобы проект развивался, а его сотрудников не разрывало от количества разнонаправленных задач, работа должна быть автоматизирована. Например, могут использоваться качественные кроссплатформенные ресурсы для загрузки контента на сайт, разные соцсети и т.д.
  • Монетизация бизнеса. Какими способами проект зарабатывает деньги и насколько эти способы эффективны. Это может быть платная подписка на контент, спонсорство, донаты, продажа собственной продукции, доход от размещения рекламодателей, продажа мерча или другие способы.
  • Стратегия развития. В компании должны четко представлять не только вектор развития компании, но и конкретные сроки достижения целей, планируемые обороты, чистую прибыль и прочее.

3. Инвестиции в акции медиакомпаний

Пассивный способ вложиться в медиабизнес - это собрать пакет акций крупнейших медиакомпаний и зарабатывать на их росте для последующей продаже или на дивидендах.

Многие крупные медиакомпании размещают на биржах свои акции и позволяют получить долю в компании. 

В последние годы в медиаиндустрии состоялось множество слияний и поглощений игроками друг друга. На текущий момент глобальными игроками на мировом рынке выступают такие компании как:

  • Discovery (NASDAQ:DISCA);
  • Walt Disney (NYSE:DIS);
  • ViacomCBS (NASDAQ:VIAC);
  • AT&T (NYSE:T);
  • Comcast (NASDAQ:CMCSA);
  • Netflix (NASDAQ:NFLX).

В 2020-2021 годах, к примеру, можно было неплохо заработать на акциях Walt Disney и Netflix, которые в определенные периоды подымались до 96% и 103% соответственно. Среди российских публичных компаний из сферы медиа, акции которых торгуются на бирже, вариантов не так много. Один из самых известных примеров - компания ОАО РБК (RBCM).

Чем привлекательны вложения в крупнейшие медиакомпании:

  • Масштаб и охват аудитории. Размер - это то, что имеет решающее значение в медиабизнесе. Масштаб бизнеса - это лучший аргумент при переговорах с партнерами и рекламодателями, которые имеют выход на максимальную аудиторию и могут пользоваться различными рекламными инструментами в рамках одной рекламной кампании.
  • Технологичность. Крупнейшие компании, такие как Netflix, развиваются в области прямой доставки контента потребителю (DTC), что обеспечивает им значительную прибыльность, так как потребление медиа сегодня все больше осуществляется по запросу.
  • Диверсификация продукта. Медиахолдинги диверсифицируют свой контент, создавая различные форматы, способы распространения информация, делая продукты под разную аудиторию и разные регионы, различной тематики и направленности.

Перед тем, как покупать акции медиакомпаний, при анализе финансовых показателей следует уделить внимание количеству резерва денежных средств компании и объему ее долгов.

Для создания нового контента, а тем более для кинопроизводства, требуются большие объемы средств, а наличие крупных долгов такой деятельности не благоприятствует. 

Чтобы приобрести акции медиакомпаний, вам потребуется подыскать брокера и завести брокерский счет.

Помните о том, что акции считаются высокорисковым активом.

Поэтому необходимо придерживаться правила диверсификации - то есть включить в портфель как минимум 15-20 акций различных компаний, а не делать ставку на 1-2 варианта.

Перспективные направления для инвестиций в медиа

На какие направления, тенденции и тренды, касающиеся мира медиа можно обратить внимание в ближайшей перспективе? Вот некоторые варианты:

  • Подкасты. Стремительно растущая ниша - подкасты. Согласно данным исследования Global Podcasting Market Analysis Report 2022, ожидается, что рынок подкастинга вырастет с 15,62 миллиарда долларов в 2021 году до 58,31 миллиарда долларов в 2026 году. То есть среднегодовой темп роста составит 30,15%.
  • Сегмент онлайн-видео. Бурно развивается сегмент онлайн-видео. Особенно крупный скачок произошел во время пандемии COVID-19. В первой половине 2020 года объем российского рынка онлайн-видео составил около 19 млрд. рублей, что на 56% выше аналогичного периода прошлого года. До того рынок рос в среднем на 35-45% в год.
  • Искусственный интеллект. Искусственный интеллект и машинное обучение все активнее используются для выдачи персонализированного контента аудитории, для оптимизации рабочих процессов медиаредакций, создания уникальных изображений и видео, а также для решения многих других вопросов.
  • Метавселенная. Растет интерес аудитории к метавселенной, объединяющей пользователей через виртуальную или дополненную реальность. Например, в метавселенной могут происходить встречи и интервью, производиться взаимодействие с виртуальным контентом, там же могут создаваться студии смешанной реальности, куда можно приглашать известных спикеров из другой части планеты и т.д.
  • Омниканальные проекты. Во всех сферах бизнеса существует тенденция на объединение разных каналов коммуникации с потребителем, в результате чего создается комбинация цифрового и физического опыта. Пример в медиа, это когда студии типа Disney выпускают фильмы одновременно в кинотеатрах и онлайн.
  • Shoppable контент. Пандемия коронавируса позволила многим людям привыкнуть к совершению онлайн-покупок. Способы постоянно улучшаются. Например, с помощью искусственного интеллекта, который умеет распознавать товары в видеороликах, вероятно, скоро станет возможным совершение онлайн-покупок без отрыва от просмотра.
баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу